Сергей Спирин
http://fintraining.livejournal.com/tag/%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%8BПро золото и серебро
Напомню, в 20-й век ведущие страны мира, и, в первую очередь, США входят в состоянии «золотого стандарта». Основным средством расчета служат золотые монеты, серебро в большинстве стран является «вспомогательным» металлом, из которого чеканятся мелкие разменные монеты, однако, их номинал зачастую непривязан к их весу.
Кстати, в роли основной валюты, в которой происходят международные расчеты, в этот период выступает вовсе не доллар США, а английский фунт стерлингов.
В 1910 г. на о. Джекил, вблизи от побережья штата Джорджия, проходит секретное совещание с участием представителей Ротшильдов, Рокфеллеров, Морганов, а также правительства США. В руках людей, интересы которых представляют собравшиеся, на тот момент сосредоточена шестая часть мировых богатств. Следствием этой встречи стало создание в 1913 году Федерального Резервного Банка, который сейчас известен как Федеральная Резервная Система – частное (!) учреждение для контроля над банковской системой и денежным обращением в США.
1914 – 1918 гг. – период Первой Мировой Войны. Для США эта война была войной на чужой территории, и, несмотря на вступление США в эту войну в 1917 году (на стороне Антанты против Германии и Австро-Венгрии), не отразилась значительным образом на экономике страны. Напротив, победа в войне дала толчок к надуванию спекулятивного «пузыря» на фондовом рынке и рынке недвижимости в последующие годы.
1924 – 1929 – время эйфории. Биржевой бум, который американцы называли «новой эрой», вызывает взлет котировок американских акций. Миллионы американцев инвестируют свои средства в фондовый рынок. Эйфория заканчивается в октябре 1929 г. биржевым крахом и началом «Великой Депрессии».
«Великая Депрессия» в США, жесткий период которой пришелся на 1929 – 1933 годы, приводит к резкому спросу на золото. Способность государства менять доллары на золото по фиксированному курсу все больше подвергается сомнению.
В 1933 году на выборах президента США побеждает Рузвельт. В день инаугурации президент объявляет о предстоящем снижении курса доллара по отношению к золоту, или, что то же самое, об удорожании золота в долларовом выражении. В 1934 г. принимается Закон о золотом резерве, предоставляющий президенту США право девальвации доллара США. На следующий день после принятия закона, 31 января 1934 г. президент США Рузвельт подписывает указ об уменьшении золотого содержания доллара.
Происходит единовременная девальвация доллара на 59%, цена на золото вырастает с $20,67 до $35,00 за тройскую унцию. Прекращается чеканка золотых монет. Граждане обязаны продать все монетарное золото (все золото в монетах и слитках, кроме активов ювелиров, зубных врачей и т.п.) министерству финансов, причем по старой, гораздо более низкой цене золота. За непослушание грозит до 10 лет тюрьмы. Золото должно быть переплавлено и передано в Минфин в виде слитков. Спустя несколько лет золото торжественно свозится в хранилище Форт-Нокс в штате Кентукки.
В 1939 – 1940 гг. соотношение Au/Ag достигают исторического максимума, временами превосходя уровень Au/Ag = 100.
1939 – 1945 гг. – период Второй Мировой Войны. Однако США оказывают союзникам небескорыстную помощь, приводящую к быстрому перетеканию золотого запаса Великобритании и СССР в хранилища Форт-Нокса. Американские подводные лодки регулярно отплывают из порта Магадана с намытым в Сибири золотом, взамен американский флот поставляет СССР военную технику, и продукты питания. Кстати, окончательно расплата СССР по долгам ленд-лиза завершилась лишь в 1971 году. И выплаты до самого конца осуществлялись исключительно золотом.
Одно из основных событий в истории денежного обращения происходит в 1944 году, когда исход войны уже был, в целом, ясен. США созывают в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гемпшир, Международную конференцию с участием 44 стран. США, как страна в наименьшей степени пострадавшая от военных действий, а также скопившая к концу войны основные запасы мирового золота, берут на себя обязательство поддерживать конвертируемость доллара в золото по фиксированному курсу. Другие 43 страны – участницы соглашения – обязуются поддерживать колебания своих курсов к доллару США в пределах 1%. На этой конференции были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк развития и реконструкции (МБРР). В уставе МВФ и МБРР записано: «Паритет валюты каждой страны-члена будет выражен в золоте, как общем знаменателе, или в американских золотых долларах веса и пробы, существовавших на 1 июля 1944 года».
Эпоху, начавшуюся в 1944 году, часто называют «золотодевизным стандартом», поскольку страны – участники Бреттон-Вудского соглашения – обязуются иметь резервы в золоте и девизах (в основном в долларах США) для покрытия дефицитов платёжных балансов. С этого времени доллар США, фактически, заменяет золото в качестве основного средства международных расчетов.
Бреттон-Вудское соглашение дает мощный толчок новому циклу роста фондового рынка США (1945 – 1965 гг.). Индекс Доу-Джонса вырастает с уровня 150-200 пунктов в 1945 году до 800-900 пунктов в 1965 году.
В 1963 г. Джон Кеннеди делает попытку отойти от принципов, принятых в 1910 году отцами-основателями ФРС. 4 июня Кеннеди подписывает указ, в соответствии с которым Правительство получает право самостоятельно печатать валюту, а не заимствовать деньги у Федерального резерва. В том же году отпечатаны т.н. «доллары Джона Кеннеди», на 100% обеспеченные реальными ценностями - серебряными слитками и монетами, находящимися в хранилищах США. Другое название новых банкнот – «серебряные сертификаты». На долларах Кеннеди надпись «Федеральный Резерв» заменена надписью «Соединенные Штаты», а печать и серийный номер отпечатаны красной краской, а не зелёной. В сентябре 1963 г. Джон Кеннеди убит выстрелом из ружья. Убийца не найден и не установлен до сих пор. После убийства Кеннеди уже отпечатанные банкноты изымаются из обращения. Фондовый рынок реагирует на убийство Кеннеди резким спадом, впервые за последние 20 лет.
1964 – 1965 гг. – начало фазы активного вмешательства США в войну во Вьетнаме. Война приводит к значительным военным расходам, за которыми следует всплеск инфляции в США, серьезно подорвавший доверие к доллару в мире.
Одним из основных могильщиков Бреттон-Вудской системы стал президент Франции Шарль де Голль. В 1965 году президент Франции заявил, что отныне его страна полностью и навсегда в международных расчетах переходит к реальному золоту, и не намерена больше рассматривать доллар США в качестве эквивалента драгоценного металла. Соединенные Штаты сочли поведение де Голля «недружественным» и попытались объяснить ему, что бывшие союзники по антигитлеровской коалиции и союзники по НАТО так не поступают. В ответ де Голль выводит военные структуры Франции из подчинения НАТО (куда их сейчас собирается возвратить Саркози), и заявляет США о своем желании обменять принадлежащие Франции доллары США на золото. Французский корабль, трюмы которого набиты долларами США, отправляется в плавание в сторону берегов США. В обмен на 750 миллионов долларов США Франция получает 825 тонн золота – неплохая сделка для Франции. К берегам США незамедлительно направляется второй французский пароход с долларами. Мало того - вслед за Францией менять доллары на золото потянулась Германия, а затем – Канада, Япония и другие страны. В результате золотой запас США начинает таять на глазах.
В марте 1968 года американцы впервые ограничивают свободный обмен долларов на золото внутри страны. Устанавливается двойной рынок золота. Цена на золото на частных рынках устанавливается свободно в соответствии со спросом и предложением. По официальным сделкам для центральных банков стран сохраняется обратимость доллара в золото по официальному курсу 35 долларов за тройскую унцию. Однако золотой запас США продолжает таять.
15 августа 1971 г. президент США Никсон, выступая по телевидению, объявляет о временном запрете конвертации доллара в золото по официальному курсу для центральных банков. Позже это событие назовут «Никсон-шок». В свободной Америке на 3 месяца заморожены заработная плата и цены.
В декабре 1971 г. достигнут временный компромисс: в обмен на отказ требовать золото повышены валютные курсы – японская йена на 16,88%, немецкая марка на 13,58 %, голландский гульден и бельгийский франк на 7,89%. Официальная цена золота увеличивается с $35 до $38 за унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу.
В феврале 1973 г. - доллар в очередной раз девальвирован, на этот раз до $42,2 долларов за 1 тройскую унцию.
Это был приговор Бреттон-вудской системе. Мировому сообществу оставалось лишь принять новый финансовый порядок к сведению и официально зафиксировать его. 1 апреля 1978 года вступило в силу Ямайское валютное соглашение, по которому золото более не является основой международных расчетов. Отменялось определение золотого содержания национальных денежных единиц. Курсы валют стали устанавливаться не по отношению к золоту, а по отношению друг к другу. Возникли «плавающие» курсы валют, об изменениях которых мы теперь ежедневно узнаем из выпусков новостей.
1980-й год становится переломным. После него в течение 20 (!) лет – до 2000 г. золото и серебро находятся в нисходящем тренде, принося инвесторам лишь убытки. А вот фондовый рынок, напротив, устремляется к новым высотам – индекс Доу-Джонса вырастает с уровня 800-900 пунктов в 1980 году до 10000 пунктов к 1999 году.
Итак, начиная с 1980 г. американский фондовый рынок в очередной раз начинает показывать чудеса доходности. Даже «черный понедельник» 19 октября 1987 года, когда индекс Доу-Джонса без видимых причин упал на -22,6% за один день (!) не сказался значительно – чтобы отыграть это падение, фондовому рынку потребовалось менее двух лет. С 800-900 пунктов в 1980 году индекс Доу-Джонса вырастает к декабрю 1999 г. до уровня свыше 11000 пунктов.
А вот цены на драгоценные металлы в это время, напротив, на 20 лет переходят в фазу нисходящего тренда. Цена на золото падает с уровня $650 за унцию в 1980 году до $250-300 за унцию к 1999 – 2001 гг. Падение цен на серебро выглядит еще более внушительно: с пиковых $49 за унцию перед «серебряным понедельником» цена падает до уровня $4 - $5 за унцию.
Очередной перелом тенденции происходит в 2000 – 2001 году вместе с крахом «дот-комов» (дот (dot) по-английски - точка, т.е. получается .com). В индекс Доу-Джонса, куда входит лишь 30 крупнейших компаний США компании «новых технологий» попасть не могли, поэтому основной удар пришелся по индексу NASDAQ. Изначально условия попадания в индекс NASDAQ было несложно выполнить, поэтому в него вошло большое количество акций так называемой «новой экономики» - высокотехнологичных компаний (производство электроники, программного обеспечения и т.п.).
Перед падением индекс NASDAQ достиг своего максимума в 5049 пунктов, удвоив показатели всего годичной давности. Пузырь перегретых акций «новой экономики» лопнул 10 марта 2000 г. Через два года, к 2002 году NASDAQ ушел на уровень ниже 1500 пунктов. Сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы. Несколько руководителей были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров.
Точка обвала фондового рынка (2000 г.) становится и точкой изменения тренда на рынке драгметаллов. С этого момента и по настоящее время цены на золото и серебро начинают расти, хотя этот взлет пока нельзя назвать столь же стремительным, как в 70-е годы. Цены на золото вырастают с $250-300 до $1000 за унцию, временами пробивая этот уровень, но откатываясь назад.
Цены на серебро вырастают с $4-5 до $20 за унцию к 2008 г., в настоящее время серебро торгуется в интервале $12-15 за унцию.
Наиболее проницательные из читателей, полагаю, уже заметили определенную цикличность в мировых финансах. Во время периодов бурного роста фондового рынка (1a, 2a, и 3а) индекс Доу-Джонса показывал чудеса доходности. Во время сменяющих их периодов депрессий (1b, 2b, 3b) напротив, растет цена на драгметаллы – золото и серебро, которые становятся «защитным активом» в период бурь и потрясений.
Если исходить из этого предположения, и считать, что циклы имеют примерно одинаковую продолжительность, то несложно заметить, что нынешний кризис начался отнюдь не в 2007–2008 гг., как многие полагают. Начался он еще в 2000 г., вместе с обвалом NASDAQ, когда изменились на противоположные тренды и на фондовом рынке и на рынке драгметаллов. А сейчас мы наблюдаем наиболее острую фазу этого кризиса, его кульминацию.
Есть еще один любопытный факт из мира дат и цифр. Исследователи экономики США считают, что страна прошла через четыре дефолта. Первый из них произошел – в 1838 г. и был связан с крахом муниципальных облигаций нескольких штатов США. Второй – в 1893–1895 гг., когда лишь вмешательство Морганов и Ротшильдов, сумевших организовать займ США у Англии, спасли экономику от банкротства. Третий – в 1933–1934 гг. – связан с решением Рузвельта о единовременной девальвации доллара. Четвертый – «никсон-шок» в 1971-1973 гг. Так вот, период между вторым и третьим, а также между третьим и четвертым дефолтами США примерно одинаков и составляет 38 – 39 лет. Если мы прибавим этот срок ко времени последнего дефолта, то получим предполагаемый срок очередного дефолта США – 2009–2012 гг. Сбудется ли этот прогноз? Поживем – увидим, осталось недолго.
Если предположить, что отмеченные тенденции будут соблюдаться и впредь, то не стоит в ближайшее время ждать окончания кризиса. Напротив, как минимум до 2013 – 2014 года нас ожидает дальнейшее усугубления ситуации в экономике и на фондовом рынке США.
Значит ли это, что сейчас вкладываться в американский фондовый рынок категорически не стоит? Я бы ответил так: тем, кто инвестирует в индексы – пока не стоит, лучше дождаться явной смены тренда и начала нового цикла роста фондового рынка. С другой стороны, Баффет скупал акции на провале в 1974 году, за несколько лет до окончания предыдущей фазы «спада». Если верить его заявлениям, то покупает Баффет и сейчас. Если вы знаете что именно покупать, то отдельные точечные инвестиции по выгодным ценам возможны уже сегодня.
И второй важный факт: пока кризис не закончился, есть смысл ставить на рост драгметаллов – серебра и золота, поскольку именно в кризисные периоды их цена находится в явной противофазе к фондовому рынку.
Только не надо доходить до фанатизма и вкладывать в золото и серебро ВСЕ. Я скорее хочу сказать, что доля драгоценных металлов в портфеле в настоящий момент будет полезна. Но отнюдь не 100%. Пример того, как грамотно выдерживать пропорции портфеля между драгметаллами и активами фондового рынка, я приводил в предыдущих статьях.