Полный текст
http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2006/38/interview_morris/Оценка музыкальных инструментов — бизнес очень закрытый. Хотя торговать скрипками и виолончелями может каждый, в мире не больше десятка людей, способных точно определить, кто и когда сделал тот или иной инструмент. Этому нигде не учат, школ экспертов не существует, немногочисленные книги содержат массу грубых ошибок. А ведь подлинность инструмента — зачастую вопрос не тысяч, а сотен тысяч или даже миллионов долларов.
Сегодня самая авторитетная в мире фирма, оценивающая инструменты, — лондонская J&A Beares.
— Кто делал лучшие скрипки?
— Почти все они делались итальянцами в XVII–XVIII веках. Откуда в маленьком городке Кремоне появились великие мастера, не знаю, но это главная школа. Очень хорошие мастера работали и в Милане, и в Венеции, и в Неаполе. Неаполитанцы делали не такие дорогие инструменты — использовали материалы подешевле, неидеально дорабатывали скрипки. Но звучат они все равно замечательно и сегодня стоят сотни тысяч долларов.
— Существуют ли инструменты, с самого начала стоившие немалых денег?
— Да, это инструменты Страдивари. Королевские дворы Испании и Франции знали о мастере и заказывали скрипки ему. Он не делал их для обычных людей.
Другой выдающийся мастер — Кэнэри Дауджезио. Знаменит он стал тогда, когда появился Паганини, игравший на его инструментах. Дауджезио гораздо более богемный, что ли, чем Страдивари. Последний был гораздо организованнее, это видно и по его инструментам, и по тщательным записям. А Дауджезио обладал более диким, необузданным нравом. В какие-то периоды жизни он вообще никаких скрипок не делал, и мы не знаем, чем он в то время занимался. Его скрипки сильно отличаются одна от другой — они из разного дерева, по-разному вырезаны колки. У Страдивари эти различия не столь очевидны.
— И какие скрипки все-таки предпочитают музыканты?
— Сегодня желающих иметь скрипки Страдивари и Дауджезио приблизительно поровну. У знаменитого скрипача Крайслера было два инструмента — «страдивари» и «дауджезио». Однажды его спросили, какую скрипку он любит больше, и музыкант ответил: «Когда вы держите в объятиях брюнетку, то предпочитаете брюнеток, не правда ли? Когда блондинку — блондинок…» Это все равно что спрашивать, предпочитаете вы Чайковского Брамсу или наоборот. Было бы оскорблением даже подумать о сравнении этих гениев.
— Были ли выдающиеся мастера и в других странах?
— Если выстраивать иерархию, то на первом месте оказалась бы Италия, затем Франция. У Великобритании и Германии здесь не столь важная роль — я говорю только о самых великих инструментах. Что касается скрипок, на которых играет большинство музыкантов, то немцы обеспечили мир гораздо большим количеством качественных инструментов, чем кто-либо другой.
— Есть ли выдающиеся современные мастера?
— Да, но вопрос в том, будут ли их инструменты столь же хороши, как «страдивари» или «дауджезио», через несколько десятков или сотен лет. Скрипка современного мастера — хорошая альтернатива, если вы не можете позволить себе старинную. Ни один хороший современный инструмент не может конкурировать с хорошим старым, но все же хороший новый лучше плохого старого.
— Какие из музыкальных инструментов считаются самыми дорогими?
— Скрипки. По-настоящему великих инструментов немного. Наверное, самая дорогая скрипка Страдивари —
«Мессия», находящаяся в Ashmolian Museum в Оксфорде. Хотя вряд ли ее когда-нибудь продадут. Один известный продавец когда-то всем рассказывал об этой потрясающей скрипке, обещая однажды ее привезти. Все о ней слышали, все ее ждали, но она никак не появлялась, поэтому и получила название «Мессия». Эта скрипка в идеальном состоянии, словно только что из рук мастера. Невозможно сказать, сколько она стоит — пятнадцать, двадцать или двадцать пять миллионов долларов, — потому что она одна-единственная. Это ведь вопрос не только мастера, но и всех тех, кто играл на инструменте.
— Сколько скрипок Страдивари сейчас в мире?
— Вероятно, около пятисот, а Дауджезио — около ста.