В Каменске-Уральском собираются создать бизнес-инкубаторы на базе пустующих школ №33 и №28. Сегодня об этом официально заявили на форуме предпринимателей.
Что такое Бизнес-инкубатор?
--------------------------------------------------------------------------------
Бизнес-инкубатор - это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий офисными, производственными и складскими площадями на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. В комплекс услуг входят - секретарские, бухгалтерские, юридические, образовательные, консалтинговые, а также в ряде случаев помощь в получении кредита на развитие дела и выходу на местные рынки. Стартовые деньги - не единственный дефицитный ресурс для вновь возникающих компаний. Предоставление комплекса услуг - одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.
Главное назначение "инкубаторов" - предначальная и первоначальная поддержка малых предприятий, помощь потенциальным предпринимателям, которые хотят, но не могут начать собственное дело.
Бизнес-инкубатор как одна из форм такой поддержки значительно облегчает развитие новых фирм. Отличительной особенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара или услуги, а независимого хозяйствующего субъекта.
Деятельность бизнес-инкубаторов достаточно эффективна. По различным данным, от 70 до 80% выпускников инкубаторов "живут" еще минимум 3 года, в то время как по меньшей мере 3/4 неинкубируемых компаний погибают в первые полтора года своего существования.
Конечным продуктом деятельности бизнес-инкубатора является независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночной среды.
Практика развития Бизнес - инкубаторов в России и мировой опыт
--------------------------------------------------------------------------------
Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. Люди, оставшиеся без работы, открыли свои предприятия прямо в пустующих после закрытия фабрики помещениях. Опыт оказался успешным. В 1985 году в мире уже действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992-м их было 470, сейчас – 1100. Половина из существующих ныне бизнес-инкубаторов действует в США. По данным Национального содружества бизнес-инкубаторов, в России функционирует более 80 бизнес-инкубаторов в таких городах, как Волхов, Череповец, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.
На 2005 год через Министерство экономического развития и торговли прошло 45 заявок от регионов на создание бизнес-инкубаторов. 12 бизнес-инкубаторов должны начать работать в первом полугодии 2006 г.
Опыт развития мировой экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. В этой связи выявление проблем становления малого бизнеса в России и поиск наиболее эффективных путей его поддержки имеет чрезвычайное значение.
Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:
оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;
рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а следовательно расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;
наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;
повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау;
создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;
обеспечение населения товарами и услугами потребительского спроса;
рост занятости и уровня жизни населения.
Инкубаторы малого бизнеса являются частью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, могут выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы развития малых предприятий, наряду с такими структурами как технологические и научные парки, инновационные и бизнес-центры и прочее, где бизнес-инкубатору отводится одна из ранних фаз развития малого предпринимательства.
--------------------------------------------------------------------------------
Анализ проблем развития малого предпринимательства в России, с одной стороны, и изучение развития бизнес-инкубации за рубежом и высоких показателей эффективности использования механизма бизнес-инкубаторов в решении экономических и социальных проблем, с другой стороны, доказывают целесообразность внедрения бизнес-инкубации в условиях экономики переходного периода в России. Высокая гибкость и разнообразие моделей бизнес-инкубаторов позволят вписать бизнес-инкубаторы в условия России и раскрыть потенциал этой модели в решении проблем различных российских городов и регионов. Практический опыт, накопленный бизнес-инкубаторами во всем мире, и в частности, в странах, где происходили процессы, сходные с теми, которые характерны для сегодняшней российской экономики, позволит избежать многих ошибок и преодолеть трудности с минимальными потерями.
Немаловажное значение имеет организация финансовых взаимоотношений фирмы, вышедшей из бизнес-инкубатора, с ним. Одна из наиболее привлекательных черт инкубаторов малого бизнеса в современных российских условиях заключается в том, что они могут не только содействовать развитию предпринимательства в регионах, но также быть использованы как инструмент развития региональных производственных, интеллектуальных и других ресурсов, которые на сегодняшний день не нашли достойного применения в складывающейся рыночной системе. А именно: бизнес-инкубаторы способны стать инструментом "конверсии" больших и неконкурентных производственных мощностей в сектор малой экономики, причем, в отличие от многих других организаций подобного характера, при грамотном планировании и управлении бизнес-инкубаторы могут стать не только самоокупаемыми, но и коммерчески выгодными предприятиями за счет коммерциализации ресурсов и использования частной инициативы в регионах.
Модель бизнес-инкубатора может быть приспособлена под решение таких актуальных для России задач, как развитие предпринимательства и конкурентной среды, создание рабочих мест и снижение социальной напряженности, разукрупнение производств и развитие определенных отраслей промышленности в сфере малого бизнеса, развитие недвижимости и ресурсов.
В итоге, идея запущена. А как к ней относятся сами предприниматели, вопрос, конечно, интересный.