Белинский
Красота спасет мир
Ветеран
Карма: +183/-329
Offline
Пол:
Сообщений: 2935
Когда я слышу "журналист", то хватаюсь за пистолет
|
|
« Ответ #46 : 22 Сентября 2009, 09:52:07 » |
|
прикольный текст
Загадочный тандем
Golos, Ameriki, Gregoryev, Alex, VOA Одна из наиболее интригующих загадок современности – отношения президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Практически ежедневно многочисленные аналитики и комментаторы обнаруживают новые доказательства разлада или, наоборот, сердечного согласия. Отчасти все это напоминает популярную в прошлом «науку» френологию: адепты которой пытались определить характер и наклонности человека, изучая форму его черепа.
Медведев и Путин постоянно подчеркивали и подчеркивают, что их отношения крайне уважительные и конструктивные, что мало похоже на правду и лишь еще больше подстегивает интерес к этой теме. Я попытался обобщить мои личные наблюдения, и вот что у меня получилось:
Схема 1. «Либерал- консерватор»
Согласно этой гипотезе, Медведев станет (или уже стал) лидером (формальным или неформальным) либерально настроенных кругов российской элиты. В пользу этой версии говорят следующие факты: Медведев никогда не работал в спецслужбах, он происходит из профессорской семьи, имеет опыт работы в рыночной экономике, любит интернет, дает интервью оппозиционным СМИ и пр. Он также призывал «не кошмарить бизнес» вскоре после того, как премьер-министр Путина атаковал одну из крупных российских компаний. Следовательно, делают вывод сторонники этой схемы, президент России делает ставку на медленное выдавливание из власти «силовиков», приобретших колоссальное влияние в эпоху Путина. Поэтому следует ожидать, что при Медведеве Россия вернется на путь рыночных реформ и либерализации политической жизни. Либерал Медведев также начнет активно восстанавливать отношения России с Западом, заметно ухудшившиеся в последние годы правления Путина. В этой связи возникают новые гипотезы относительно того, как Путин и члены его команды отнесутся к подобным увлечениям президента, и как они будут реагировать.
Схема 2 . «Хороший полицейский – плохой полицейский»
Адепты этой теории утверждают, что идеологические различия между Путиным и Медведевым преувеличены. Никто из них не является «чистым» либералом или консерватором, их интересы достаточно практичны и приземлены. Более того, заметные различия в риторике и поведении президента и премьера тщательно отрежиссированы, поскольку Медведев призван играть роль «доброго», а Путин – «злого» следователя. Эта схема позволяет идеально балансировать на внешнеполитической арене и дает огромные возможности для маневра. Рассчитывать на то, что Медведев либеральней Путина – не серьезно, потому что Медведев сделал карьеру в команде бывшего президента, который никогда не потерпел бы от своих доверенных лиц фрондерства и идеологических колебаний.
Схема 3. «Наследник – наставник»
Эта теория гласит, что Путин не мог оставить поднятую им с колен Россию на произвол судьбы, для чего и был использован институт «наследничества» (как известно, сам Путин ранее выступил в роли наследника первого президента России Бориса Ельцина). Медведев выиграл неформальный, но невероятно сложный кастинг претендентов на российский престол и занял президентский пост, с самого начала действуя при явной поддержке Путина (к примеру, избирательный штаб Медведева возглавил Сергей Собянин – глава Администрации президента Путина). В дальнейшем, Путин постоянно помогал (и продолжает помогать) молодому президенту, фактически выполняя смешанную функцию учителя-консультанта-эксперта. Подобным образом действовал и Ельцин, когда выводил Путина на внешнеполитическую арену.
До того, как стало очевидным, что Путин не уйдет из структур исполнительной власти (а в 2006-2007-е годы обсуждались такие варианты, как становление его спикером Государственной Думы или главой Конституционного суда) – достаточное число поклонников приобрела идея превращения Путина во «второго Дэн Сяопина». Неизвестно насколько серьезно сам Путин относился к этой идее, но она обсуждалась в недрах его администрации. Суть этой схемы следующая: «отец» китайского экономического чуда Дэн Сяопин никогда не занимал высших постов в государстве, однако, даже уйдя на покой, активнейшим образом участвовал в управлении страной и, де-факто, оставался подлинным правителем Китая. Однако китайскому опыту на российской почве не суждено было осуществиться, во всяком случае, пока.
Схема 4. «Камикадзе – император»
До, и некоторое время после прихода Медведева в президентство, была популярна теория о том, что перед новым лидером России ставится самоубийственная задача. Он якобы обязан был запустить ряд жизненно важных для страны, но откровенно болезненных и непопулярных реформ (отказавшись, таким образом, от популистской политики эпохи позднего Путина) и уйти на покой. После этого, к власти должен был вернуться Путин, который довел бы реформы до победного конца и принял бы управление над новой, преображенной и модернизированной Россией. Ныне эта теория позабыта в силу объективных обстоятельств: глобальный финансовый кризис – не лучшее время для начала крупномасштабных преобразований.
Схема 5. «Симеон Бекбулатович – Иван Грозный»
В 1575 году царевич Симеон Бекбулатович был провозглашен царем Иваном Грозным «царем Всея Руси». Сам Иван ушел на покой. 11 месяцев царь Симеон правил страной и подписывал указы. Однако Иван Грозный вернулся на царство и отправил своего сменщика в Тверь. Причины, по которым Иван Грозный сделал этот экстравагантный шаг, до сих пор неизвестны и, вполне вероятно, что известными никогда не станут.
Перенесение этой истории на современные реалии позволяет политологам сделать забавные предположения о сути отношений Путина и Медведева. Возможно, что Путин решил временно сменить роль, чтобы посмотреть, кто из представителей российской элиты останется верным ему, а кто присягнет на верность Медведеву. Возможно, он захотел заняться какими-то иными делами, не связанными с президентством – президент выполняет множество церемониальных обязанностей, отнимающих огромное количество времени. Также возможно, что Путин просто решил пересидеть четыре года, после чего он снова примет участие в президентских выборах (он уже намекнул, что подобный сценарий вполне реален). Однако пока не сбылся прогноз, согласно которому Медведев призван провести в Кремле лишь ограниченное время – 1-2 года, после чего досрочно уступит свое место Путину. В любом случае, политическая мощь Путина и Медведева пока соразмерны сравнительной мощи Ивана Грозного и Симеона Бекбулатовича.
Схема 6. «Царствующий, но не правящий монарх – мощный премьер-министр»
Подобная схема существует, например, в Великобритании и Израиле, где формальным главой государства является король (ныне – королева) или президент, однако все текущие решения принимает Совет министров во главе с премьером. В целом, эта концепция частично подтверждается. К примеру, согласно Конституции России, вопросами внешней политики больше занимается президент, а не премьер-министр. Однако во время начала российско-грузинской войны – однозначно внешнеполитического кризиса, на переднем плане оказался премьер Путин, а не президент Медведев. То есть, структура тандема оказалась более мощной, чем рамки российской Конституции и сложившиеся в последние два десятилетия традиции российского государственного управления.
Схема 7. «Два медведя в одной берлоге»
Этот сценарий принимался в расчет изначально, однако стал привлекать особенный интерес с началом экономического кризиса. Властные полномочия президента России несравнимы с полномочиями, которыми обладает премьер. По сути, президент способен принимать любые решения, мало оглядываясь на мнение двух остальных ветвей власти – законодательной (парламента) и судебной (Конституционного Суда). Этим, в частности, принято объяснять выбор Медведева в качестве наследника Путина – Медведев был самым слабым и безынициативным членом путинского окружения, он всегда оставался на вторых ролях, не имел опоры в кругах силовиков, бизнесменов, бюрократии и т.п. Своим взлетом Медведев был обязан исключительно Путину. Однако даже у самого преданного и послушного функционера когда-нибудь может возникнуть желание начать свою собственную игру.
У Медведева есть множество возможностей избавиться от Путина, по Конституции он обладает этим правом. Ранее российские президенты с легкостью отправляли премьеров в отставку. Теоретически Медведев в состоянии сбросить Путина с корабля власти, например под предлогом ухудшения дел в экономике и неэффективной борьбы с кризисом. Однако практически это будет сделать сложно: Путин контролирует крупнейшую думскую партию «Единая Россия», имеет высокую популярность у россиян и в состоянии задействовать ряд иных рычагов влияния. Безусловно, от его сторонников не следует ожидать проявлений самурайской верности императору, однако имеющиеся в распоряжении премьер-министра возможности пока позволяют нейтрализовать возможные заговоры среди людей, близких к президенту.
Схема 8. «Борьба нанайских мальчиков»
Сторонники этой теории, объясняющей особенности национального российского властного дуумвирата, отмечают, что спекуляции о напряженных отношениях Медведева и Путина могут выполнять вполне определенную роль: отвлечения внимания. Путин и Медведев нуждаются друг в друге, они члены одного клана, пришедшего к власти. Более того, по некоторым оценкам, члены команды Путина успешно составили себе значительное состояние. Эти люди понимают, что перетягивание властного каната равносильно самоубийству. В этом случае, позиции, так называемого, «питерского клана» будут серьезно подорваны и на властную авансцену могут выйти совершенно иные люди. Следовательно, Путину и Медведеву, с одной стороны, не следует враждовать, а с другой, требуется периодически демонстрировать наличие серьезных разногласий, чтобы потенциальные возмутители спокойствия пытались сотрудничать с Медведевым, а не искали собственных лидеров.
Схема 9. «Путинизм без Путина»
До того, как Путин стал премьер-министром, эта теория пользовалась заметной популярностью. Ее сторонники утверждали, что Владимир Путин создал новую Россию, которая сможет успешно функционировать и без его направляющей руки. Наследник Медведев призван сделать эти изменения необратимыми, в то время как сам Путин уйдет на покой, чтобы заняться крупным бизнесом или международной деятельностью.
После того, как Путин стал премьером, теория увяла, однако ныне ее вновь начинают обсуждать. Дело в том, что Путин может покинуть пост премьера и по собственной инициативе. Именно для достижения тех самых целей – например, его мог бы прельстить какой-нибудь высокий пост в крупной международной корпорации (огромное число политиков уходили в бизнес) или роль международного посредника (такую метаморфозу претерпели, например, британский премьер Тони Блэр, занявшийся процессом ближневосточного урегулирования, и президент США Билл Клинтон, на днях ставший спецпредставителем ООН на Гаити). Он также может стать гуманитарным лидером, наподобие бывшего вице-президента США Эла Гора, который превратился в фигуру мирового масштаба и получил Нобелевскую премию мира, благодаря своей борьбе с глобальным потеплением.
Все эти схемы в большей или меньшей степени выглядят правдоподобными. Какая из них окажется правильной – неизвестно. Ранее Владимир Путин неоднократно демонстрировал свое умение принимать самые неожиданные решения. В любом случае, представляется маловероятным, что он уйдет из власти по собственной инициативе. Современная история России наглядно демонстрирует, что бывших глав государства ожидает отнюдь не самая благополучная жизнь – можно предположить, что молодой и амбициозный Владимир Путин вряд ли согласится рисковать своим будущим.
Ну и, конечно, не стоит забывать, что относительно недавно в России был увеличен срок президентских полномочий.
Александр Григорьев, постоянный автор блога «Голоса Америки»
|