Год назад было поведано, что запуск в эксплуатацию Большого адронного коллайдера (БАК) сможет совершить революцию в фундаментальной физике — подтвердить или опровергнуть сенсационную теорию российских ученых профессора Ирины Арефьевой и членакорреспондента РАН Игоря Воловича о «возможности путешествий во времени».
Из-за аварии запуск коллайдера был перенесен. А тем временем научная общественность вспомнила об опубликованном в мае 2007 года прогнозе, согласно которому запустить коллайдер помешают… «пришельцы из будущего».
Такое предположение высказали физики-теоретики японец Масао Ниномия из института Юкавы в Киото и датчанин Хольгер Нильсен из института Нильса Бора. В их работе говорилось о том, что бозон Хиггса открыть нельзя. Большой поток таких бозонов противоречит законам природы, и природа сама позаботится о том, чтобы этого не случилось. Поэтому невозможен и запуск коллайдера.
Свою теорию ученые назвали «Моделью законов природы с чудесами». Под «чудесами» они подразумевают события, противоречащие законам природы. Из теории следует, что есть некая сила, которая следит за тем, чтобы не происходило никаких чудес, в данном случае скопления в одном месте бозонов Хиггса. А если такая опасность все же возникает, то эта сила сразу же насылает «античудеса». Экономический кризис ученые тоже считают «античудом». Изза него ремонт удлинился на несколько месяцев, хотя планировалось починить коллайдер к маю 2009 года. Этой осенью тоже надо ждать очередного «античуда». При этом, по мнению Хольгера Нильсена, «античудеса» насылаются из будущего.
Насколько возможно такое влияние, нам прокомментировал отечественный специалист в области «путешествий во времени» из Математического института имени Стеклова РАН (МИАН) Игорь Волович.
— Машина времени — это привычный термин из научно-фантастической литературы. Но есть и математическое понятие машины времени. Это существование такой области пространства и времени, в которой возможны замкнутые временеподобные траектории. При этом существование областей пространства времени, в которых допустимо математическое понятие машины времени, не противоречит теории относительности Эйнштейна. Наше нашумевшее замечание и заключается в том, что конфигурации, соответствующие математической машине времени, могут возникать при столкновении частиц с большой энергией. Что, собственно говоря, и будет происходить в БАК.
— Если верить утверждениям Хольгера Нильсена, вмешательство из будущего помешает запустить коллайдер. Вы с этим согласны?— Я знаком с Нильсеном и его работами. Это очень уважаемый ученый, который не боится смелых идей. Некоторые из его предположений были реализованы в науке. Но пока я не вижу оснований для утверждений, что предположения Нильсена верны.
В качестве доказательства своей теории он применяет комплексные действия и специальные ограниченные условия. Но этот метод не является исконной частью современной теоретической физики. Выводы же о влиянии из будущего и «чудесах» весьма серьезны и необычны. Но чтобы все это было более убедительно представлено, должны быть аргументы: почему работает этот метод, на каких основаниях?
— А можно это проверить на простых задачах?— В томто и дело, что это не стандартный метод. Очень специфический, в какой-то мере он придуман для того, чтобы такой эффект воспроизводить и описывать. Поэтому здесь надо быть осторожными. Система фундаментальных принципов очень жесткая. Хотя иногда и говорят, что математика все переварит: что загрузим, то и получим. Но это не так. Математическая и теоретическая физика работают для массы случаев, и совпадение решений с экспериментом хорошее. И есть общие принципы. Может быть, они не все объясняют из окружающей действительности. Но тому, что объясняют, мы доверяем.
В науке так повелось, что когда выдвигается новая идея, то первая реакция коллег — скепсис. Вся наука построена на критике и самокритике, поэтому пока их метод не является общепринятым.
— Но ваша теория о возможности путешествия во времени тоже достаточно провокационна?— Мы исходим из формализма, принятого в теоретической математической физике. Развиваем его и получаем такую возможность. Хотя, у нашей теории тоже имеются скептики. Например, Холт — нобелевский лауреат, с которым я тоже обсуждал нашу версию, считает, что должны быть введены дополнительные принципы запрета, которые не позволяют путешествовать во времени. Но мы не можем для каждой задачи придумывать новые принципы. Помимо скептиков, есть целый ряд специалистов, которые говорят, что к возможности путешествия во времени мы должны отнестись серьезно. Современные принципы теоретической математической физики допускают такую вероятность. Надо это исследовать экспериментально.
— А как же парадокс дедушки — когда путешественник во времени отправляется в прошлое и убивает своего предка?— Математика дает нам возможности, которые трудно вообразить с точки зрения здравого смысла. Она помогает анализировать многие вещи, первоначально кажущиеся непостижимыми. Мы рассчитывали задачу с начальными данными для волнового уравнения при наличии замкнутого времени подобных кривых, то есть при наличии возможности путешествия во времени. И у нас получалось вот что: надо наложить некие добавочные данные, я сейчас говорю о математической точке зрения, и тогда путешествие — возможно. Но если бы парадокс дедушки реализовывался, то решения не получалось бы.
С житейской точки зрения это, видимо, означает следующее: путешествие возможно, ход истории изменить тоже возможно, но не существенно. Помните, как в рассказе Брэдбери: путешественник полетел в прошлое, случайно наступил на бабочку, а в результате в его времени к власти пришел другой президент. На самом деле получается, что наступить на бабочку будет можно. Но это окажется не та бабочка, которая способна привести к таким изменениям. То же самое и с дедушкой. Вы отправляетесь в прошлое с намерением его убить. Но в самый последний момент что-то произойдет и дедушка останется жить.
— Как быть с «чудесами» и «античудесами»?— Кажется, Ландау говорил: «Если вам говорят о чуде, то вашей первой реакцией должно стать — это чушь». На мой взгляд, чудеса все же есть. Это те явления, которые возможно объяснить с научной точки зрения, но пока этого сделать не удается — состояние науки на данном этапе развития не позволяет. Разве полет в космос для ученых XIX века не был чудом? Потому что сто с лишним лет назад было невозможно представить полет человека за пределы Земли.
— Если все произойдет так, как вы рассчитали в своем уравнении, на что может рассчитывать человечество?— Путешествия во времени станут возможными. Я в это верю. Взять хотя бы текущую сверхпроводимость. Вначале она наблюдалась только в микрофизике, а теперь распространена и на большие масштабы. Но для того, чтобы машина времени стала реальностью, нужно сначала починить БАК. Все станет понятным после запуска коллайдера. Тогда и будет ясно, насколько верно наше уравнение.
tvroscosmos.ru