На днях Госдума приняла бюджет страны на следующий год. Эта новость промелькнула почти незаметно. Делягин. Боюсь, у нас опять такой бюджет, что стыдно о нем писать подробно.
------------------------
..Может быть, если бы законопроект втихую ушел в Совет Федерации и там нарвался на демонстративное негодование Миронова, все было бы нормально и повышения транспортного налога удалось бы избежать. А так «Единая Россия» вроде бы сама отозвала и сама якобы исправила ошибку. Все красиво, а на деле - те же цифры, тот же налог, «только в профиль». Каков был исходный вариант, вызвавший ропот? В два раза повысили базовую ставку, губернаторам оставили право повышать ее в 5 раз, а снижать разрешили вместо старых пяти раз - уже в десять. В результате максимальное превышение старой базовой ставки составила бы 10 раз.
Теперь ее оставили на прежнем уровне, но регионам разрешили превышать не в 5, а в 10 раз (правда, и понижательный коэффициент тоже составил 10 раз - но кто ж этим воспользуется в региональном безденежье!). И старую базовую ставку можно превышать в те же 10 раз, что и до скандала. Точно так же, как решили депутаты Госдумы в «черную» для автолюбителей пятницу, 13 ноября. Только ответственность за это окончательно переложена на губернаторов. А сокращение финансовой помощи регионам, усиливая, а отчасти и создавая региональный финансовый кризис, толкает губернаторов к тому, чтобы они «взяли грех на душу» и повысили налог, к чему их любезно подталкивает «Единая Россия».
И представители «Единой России» совершенно не скрывают того, что они сделали и, как можно понять, откровенно злорадствуют. Особенно смешно смотреть, как они излагают одновременно две взаимоисключающие позиции.
Первая: ну мы же ничего на самом деле 13 ноября не изменили, что ж все тогда возмущаются? Вот, мол, какой глупый и непонятливый народ нам попался! И тут же, едва ли не через запятую, вторая позиция: а вот вам шиш! Протестуйте, не протестуйте, возмущайтесь или нет, от вас ничего не зависит, все равно все будет так, как мы сделали 13 ноября, просто, может быть, мы по-другому это оформим.
...
-----------------------
..Бюджет - самый главный документ в государственной политике. Ведь деятельность государства в экономике состоит лишь из двух действий: регулирование, то есть установление «правил игры», и расходование денег, которое в основном определяется бюджетом. Причем направление расходования денег во многом определяют реальные «правила игры».
В самом деле: если мы выделяем деньги милиции, чтобы она ловила и наказывала переходящих улицу на красный свет - это будет одна страна. Если же деньги выделяются на разгон демонстраций, а не на регулирование дорожного движения - страна уже совсем другая. А это определяется бюджетом, и поэтому он, повторяю, главный документ государственной политики. Именно потому в ситуации, когда президент оглашает свое послание в ноябре, при уже сверстанном бюджете, нам остается только развести руками и воспроизвести классическую формулу из времен позднего Ельцина. Тогда его помощники очень любили фразу «президента опять подставили», тактично умалчивая о том, кто же его подставляет.
Но ситуация с бюджетом достаточно тяжелая. 2009 год - это страшный кризис, я не боюсь этих слов. Доходы федерального бюджета упали на 28 % - и это без учета инфляции. Региональные доходы упали еще круче. Расходы бюджета при этом же выросли на 31 %.
Все разговоры о том, что «мы должны жить по средствам», касаются лишь нас с вами. Государство отличается от людей и корпораций в том числе и возможностью эмитировать, то есть, грубо говоря, печатать деньги. Если оно делает это правильно и разумно, «по учебнику», то есть в ограниченных количествах и при контроле за этими деньгами, ничего плохого не происходит.
Лозунг «Давайте жить по средствам!» обычно используется в государственной политике как оправдание финансового удушения людей и предприятий. Поэтому рост расходов на 31 % - правильный шаг. Это отход от либерального безумия. Пусть даже инстинктивный, пусть даже во многом продиктованный коррупционными интересами - чем бы дитя ни тешилось, лишь бы жило.
...
------------------------
..Поэтому нужно понимать, что бюджет-2010, как и большинство предыдущих, условен. Доходы практически писаны вилами по воде, а от расходов можно по произволу Минфина отклоняться на 10 % в любую сторону в любых сочетаниях. А если приспичит, то и сильнее.
И последняя радость - среднегодовой курс доллара в следующем году ожидается на уровне 33 рубля 90 копеек!
...
------------------------
..В бюджете так записано. Это значит, если в конце нынешнего декабря доллар будет даже не 29, а 29,5 рублей, хотя я думаю, что будет меньше, к концу следующего года правительство ожидает курс доллара в 38 рублей 30 копеек. Понятно, что этого не будет. Да, рубль ослабнет. И даже доллар ослабнет по отношению к евро, но все же не до такой степени! Теперь понятна достоверность бюджета?
...
-------------------------
..Ведь, когда президент подписывает закон о федеральном бюджете, он подписывает все, что находится внутри, включая прогноз. Другое дело, что мы толерантны, политкорректны, мы готовы заранее соглашаться с тем, что у человека нет времени читать и тем более вникать в то, что он подписывает. У него ведь в Администрации, насколько можно понять, даже нет нормального экономического управления. В свое время аннулировали, и специалистов просто нет.
...
----------------------
..Предусматривается, что доходы будут медленно расти, но в номинальном выражении. А в относительном выражении, в процентах ВВП будут падать. В 2008 году они превышали 22 % ВВП, в этом году превысят 17 %, а к 2012 году их намечено снизить до 15 % ВВП ровно.
И расходы тоже будут снижаться. В этом году они ожидаются на уровне 25,5 % ВВП, а в 2012-м их снизят до 18 % ВВП. Бывало и ниже, но вообще этот уровень не для экономической депрессии, во время которой нужно вливать деньги в экономику. Это не для обеспечения модернизации экономики, о которой говорит президент.
В 2012 году будут выборы. И тогда придется держать ответ за успехи прошедших четырех лет. А какие у нас будут успехи при сокращении расходов федерального бюджета, которое почти гарантированно исключает модернизацию? Ведь модернизация денег требует: это закон природы.
Даже если вы подвиги устраиваете, все равно подвиги требуют денег, хотя бы в лице политработников, которые организуют эти подвиги. Или писателей, которые их описывают или придумывают при крайней необходимости, причем писатели стоят дороже политработников.
...
-----------------------
... Но, повторяю, социальная сфера не ограничена пенсионерами. А все социальные расходы, кроме пенсий, урезаны. Расходы на экологию срезали на 8,3 %, на образование - на 3,5 %, а с учетом ожидаемого роста цен, в реальном выражении на 12,3 %. Расходы на культуру, кино и СМИ сокращены на 5,7 %, а с учетом ожидаемого роста цен - более чем на 14 %. Расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт срезали на 4,5 %, в реальном выражении - более чем на 13 %.
...
------------------------
..Структура урезания расходов пугает даже больше, чем их абсолютная величина. Расходы на «скорую помощь» снижены на 20 %, - а ведь она была одним из немногих наглядных успехов национального проекта «Здравоохранение». Это врачи, которые реально спасают жизни. Думаю, большинство наших слушателей знает не одного такого спасенного, а может, им и самим жизнь спасали. Теперь будут спасать меньше.
Далее: официально у нас сейчас идет эпидемия гриппа. Да, заболеваемость свиным гриппом ниже, чем обычным сезонным, смертность тоже ниже, так что, вероятно, нынешняя эпидемия - явление скорее финансовое и пропагандистское, чем медицинское. Но это все равно не повод, чтобы сокращать расходы на санитарно-эпидемиологическое благополучие в 2,4 раза!
Не будем забывать, что, кроме пиарщиков и «пильщиков» денег, в нашей стране живут еще микробы, в том числе болезнетворные. Если из-за смешного гриппа возник такой раскардаш и массовый бизнес с продажей марлевых повязок по 30 рублей штучка, что должно быть объектом расследования.
...
------------------------
..Торговля всем, без чего нельзя обойтись, монополизирована, и все это будет дорожать. Будут дорожать еда, ЖКХ, лекарства, городской транспорт. А бюджетники - тоже люди. Значительная их часть жила за счет разного рода надбавок, а надбавки срезали. В ряде случаев повысили нагрузку. Особенно болезненно это сказалось на врачах, да и на учителях тоже, которых детей мигрантов заставляют бесплатно после школы учить русскому. Учить надо, это правильно, неправильно, что бесплатно.
Но главное в социальной сфере - не расходы федерального бюджета. Непенсионные социальные расходы в нашей стране - в основном расходы регионов. Межбюджетная политика в России устроена по замечательному принципу: я у вас все возьму, перемешаю, а потом раздам обратно. Она стихийна и хаотична, но с 2000 года, когда была проведена реформа межбюджетных отношений, масштабы финансовой помощи регионам растут неуклонно. Федеральный бюджет все больше у регионов забирает, но все больше им и отдает.
Так вот, в 2010 году ситуация впервые кардинально изменится: намечено резкое сокращение финансовой помощи регионам. А эта помощь в основном идет на социальные нужды. В номинальном выражении они сокращены почти на 24 %, в реальном - более чем на 30 %.
Регионы будут вынуждены сокращать расходы на социальные нужды. Классический пример - Приморский край. Чтобы подготовиться к саммиту АТЭС, они уже на треть некоторые статьи, например на образование, урезали, идет даже отмена бесплатных школьных завтраков. Может, мы АТЭС где-нибудь в другом месте проводить будем, чтобы дети Приморья поели нормально? Не сбилась ли система приоритетов у уважаемых товарищей, которые такие решения принимают, а потом кричат на всех углах, что единственная проблема Приморья - это чрезмерное количество часовых поясов? И не только у людей из Приморского края, вероятно, извратились приоритеты, но и у тех, кто их поставил в такое положение.
...
------------------------
..Если уж выделять деньги на борьбу с преступностью, давайте лучше выделим их сначала на нормализацию наших уважаемых силовых структур. Чтобы их вправду можно было называть правоохранительными и чтобы всерьез можно было рассчитывать, что они будут бороться с преступниками, а не с добропорядочными гражданами.
А у нас сейчас расходы на чиновников увеличили, на безопасность увеличили, а в МВД всерьез добавили только внутренним войскам и миграционной службе. А судам, прокуратуре, Минюсту в реальном выражении финансирование сократили. Если нам хотя бы говорят, что собираются строить правовое государство, то эти слова как-то с реальностью бюджетной должны соотноситься?
...
-------------------------
...
Это и другое по теме
http://digest.subscribe.ru/economics/society/n151269256.html