Грузия без ГАИ
Alex Korka 15 марта 2006 г. 14:16:24
Инспекция розОдно из самых нашумевших событий <революции роз> - роспуск
президентом грузинской ГАИ. Спустя два года можно смело утверждать: именно грузины
смогли первыми на пространстве бывшего СССР, если не считать духовно чуждых нам
прибалтов, искоренить мздоимство в такой взяткоемкой сфере, как общение населения
с Госавтоинспекцией.
Любой москвич, оказавшийся в Тбилиси, почувствует себя здесь как дома. То есть
попадет в привычную пробку, состоящую из сильно подержанных иномарок, а также 24-х
<Волг> всех цветов и модификаций, на которые был способен советский автопром.
Столица Грузии, похоже, скоро столкнется с главной дорожной проблемой столицы
России - неприспособленность*ю города для растущего автомобильного потока. Однако
на этом сходство тбилисской и московской автомобильной жизни заканчивается. И дело
здесь не столько в темпераменте ее участников: все тяготы передвижения по городу
наземным транспортом они переносят одинаково эмоционально. Беглый опрос любого
тбилисского водителя покажется москвичу, да и другому россиянину, настоящим
откровением.
Обладатель российского паспорта будет зачарованно слушать сказочные истории о
справедливых и мудрых гаишниках, отмене инструментального контроля и официальной
продаже <блатных> номеров, вся выручка с которой идет на благотворительность* и
ремонт дорог. Очень скоро выяснится, что это не сказки. В Грузии уже два года как
отменен техосмотр, попытки рассчитаться наличными с автоинспектором почти
неминуемо приводят к судимости последнего, а списки выставленных на продажу
<красивых> номеров украшают вестибюли каждого грузинского МРЭО.
<Революция роз> исключила из грузинской повседневности не только ОСАГО и
техосмотр, но заодно и само ГАИ.
Сейчас служба, занимающаяся контролем дорожной ситуации в Грузии, именуется
Управлением патрульной полиции МВД. Два года назад, после упразднения
Госавтоинспекции, все ее сотрудники в обязательном порядке переэкзаменовывалис*ь.
Поскольку большинство из них тест на профпригодность не прошли, управление
патрульной полиции набрало новых людей. Говорят, что на экзамены, которые лично
проводил тогдашний министр внутренних дел Иракли Окруашвили (ныне он министр
обороны), совершал неожиданные рейды новый президент. Саакашвили любил задавать
насмерть перепуганным полицейским заковыристые вопросы относительно взяток и
штрафования собственного начальства. После формирования патрульной полиции пришло
время разъяснительной работы с населением и легкой саморекламы.
Для начала была многократно увеличена сумма штрафов за серьезные нарушения,
которые следовало оплачивать только в управлении патрульной полиции. Взимать
штрафы на месте полицейским было строжайше запрещено. Чтобы закрепить результат,
была проведена серия кадровых чисток с ежедневным широким освещением спецопераций
по выявлению <оборотней>.
Документальные сюжеты с передачей взяток, снятые скрытой камерой на киностудии
местного управления собственной безопасности МВД, до сих пор сопровождают почти
каждый выпуск новостей на ТВ.
После закрепления условного рефлекса <взятка - тюрьма> руководство МВД принялось
работать над имиджем патрульных.
К бывшему ГАИ частично перешли функции участковых и МЧС. Сейчас именно дорожные
полицейские занимаются, помимо разбора ДТП, бытовой поножовщиной, задержанием
преступников <по горячим следам>, пресечением хулиганства и прочей мелкой
уголовщиной. Они же снимают кошек с высоких деревьев, могут принять роды, вскрыть
заклинившую дверь и перевести старушку через дорогу. Подвиги патрульных, на
радость домохозяйкам, ежедневно показывают по центральным грузинским телеканалам в
одноименной программе. В отличие от жестоких и беспощадных сюжетов российского
<Дорожного патруля> или <Дежурной части> грузинские тележурналисты тяготеют к
полицейским историям в стиле <Дяди Степы> и громким разоблачениям в самой системе
МВД.
Стационарные посты по всей территории страны сняли. Патрульные раскатывают по
своим участкам на новеньких <Пассатах>, верша добрые дела. Водители, быстро
сообразив, что теперь за небольшие прегрешения с них не будут вымогать мелочь,
зато на крупном нарушении разорят, стали спокойнее. При средней по республике
зарплате в $100 штраф за проезд на красный свет сейчас составляет $10, пересечение
сплошной двойной без обгона - $5, с обгоном - $15.
http://forums.drom.ru/vladivostok/t1151308482.html