Немножко в тему. Две истории все про ту же "Таинственную". Продублирую сюда для тех, кто в теме про "Неизвестный Каменск" не бывает
Таинственная история пещеры "Таинственной"Изучены, описаны и подсчитаны геологические памятники на территории нашего города - те, что доступны для изучения. А вот его подземелья - по-прежнему тайна за семью печатями и толщей горных пород. В "Перечне пещер Свердловской области" можно найти только 3 каменские пещеры, и 2 из них 40 лет назад были открыты каменскими школьниками. Но известно об этом стало только сейчас. История забытого открытия.Эту скалу на берегу Исети давно облюбовали каменские скалолазы - на ее выступах они отрабатывают различные альпинистские навыки. Не так давно у Могильного камня (так скалу называют в народе) они встретили спелеологов, приехавших из Екатеринбурга. Тех интересовало внутреннее устройство скалы - в архивах клуба они нашли какое-то письмо и теперь хотят проверить, насколько его содержание близко к реальности. Об этом мне рассказал знакомый альпинист. Оставалось только позонить в клуб спелеологов и найти тех людей.
Письмо, прочитанное через 40 летИзвестна любовь мальчишек ко всякого рода тайнам и загадкам. Они не знают страха, способны на решительные поступки и в поисках необычного готовы в буквальном смысле слова залезть в любую щель.
В 70-ые годы группу каменских школьников на поиски пещер толкнули слухи - они живы и до сих пор - о том, что в районе Чирова Лога под землей есть целый лабиринт, в котором легко можно заблудиться. Якобы вход в этот лабиринт когда-то был в Трех пещерах, но после того, как там начали пропадать дети, вход завалили (или взорвали). Среди детей, отдыхавших в лагере с одноименным названием, эти байки обрастали подробностями одна фантастичнее другой - в подземных галереях бандиты прятали награбленное добро, а стережет драгоценности железный скелет с зелеными глазами.
Но навряд ли герои нашей статьи - юные каменцы - верили в эти детские страшилки, подход к поискам у них был вполне научный - школьники прочитали книгу "Пещеры Урала" и действовали со знанием дела. Об этом они сообщают в письме, которое совсем недавно обнаружили екатеринбургские спелеологи в архивах своего клуба.
- Имена авторов письма нам, к сожалению, неизвестны, - рассказывает спелеолог Евгений Цурихин, - а то, что письмо 70-х годов, ясно по тому, что в начале 80-х я пришел в клуб и все подобные письма отдавали мне. Я на них отвечал, как зав по науке. Это письмо нашли в более ранних архивах. Книжка Лобанова "Пещеры Урала" вышла в свет в 1971 году, так что промежуток ясен - с 1972 по 1981. Ребята подробно описали все, что встретилось им на пути, и даже нарисовали план - очень граммотный, кстати. Когда письмо нашлось, мы собрались и выехали в Каменск, чтобы повторить путь, пройденный школьниками 40 лет назад.
"Женин грот""Мы давно увлекаемся спелеологией. Говорят, что в районе между Чировым логом и Мартюшевским подвесным мостом по реке Исети в нашем городе есть подземный лабиринт, где давно запутывались иногда люди. Когда-то в Трех пещерах был вход в эти лабиринты длиной около 15 км, но он завален щебнем и землей. Пройдя по карнизу от Трех пещер, можно попасть в еще один вход в эти пещеры, но он явно специально завален податливым черноземом.
Вот мы и заняты нахождением такого входа. Сначала начали с изучения района между рекой Каменкой и подвесным мостом. Самая большая пещерка этого района - пещера Глиняная (18 м). Дно хода на всем протяжении покрыто толстым слоем глины. Если постукать чем-нибудь о пол, издается глухой звук, доказывающий глубину слоя. Название пещерке дали сами.
За мостом вверх по течению можно найти гораздо больше пещер, но этот район изучен нами слабо. Самая большая пещера этого района - пещера Таинственная длиной 65-70 м (название дали сами). В районе пещеры расположено обширное плато, где нет деревьев. Кое-где видны воронки, может, и карстовые. Вход расположен в пяти метрах от берега, на высоте 3 метра. Он очень узкий (0,6 м * 0,4 м), но вскоре расширяется и переходит в первый низкий грот пещеры. Пол покрыт глиной, своды сырые, падет капель. Но глина достаточно сухая. Во втором и следующих гротах свод окатанный, ровный. В первых гротах много насекомых: пауков, комаров, мух, жучков и бабочек. За третьим гротом ("третьим" зачеркнуто - сверху написано "Жениным" - так стало известно, что одного из исследователей звали Евгением - прим. авт.) следует развилка. Справа - центральная галерея, очень круто поднимающаяся вверх. Это ход правильной круглой формы. Глина тут сырая, особенно зимой. После сужения галереи попадаешь в 3-й грот. Это скорее расширение хода. За ним идет изнурительный узкий лаз, справа ответвляется ходик, но он завален глиной. Потом попадаешь в 4-й грот пещеры. Пол поднимается вверх, покрытый толстым слоем глины. Тут очень много капельников. Средняя высота грота - 1,6 метра. Следующий грот - грот "Органы", представляющий собой широкую органную трубу, где так же много капельников. На верху трубы зимой холоднее, а летом, наоборот, теплее. Это говорит о близости к поверхности потолка грота. Высота трубы - 6 метров. На стенах расопложены маленькие сталактитики, натеки, бахрома.
Грот "Великан" имеет размеры 5м * 5м * 3м. Стены грота испорчены надписями.
Из пятого грота 2-го этажа в центральную галерею идет окно, находящееся в верхнем углу грота. 2й этаж вверх не поднимается, как верхний, а почти горизонтальный. Ход в конце завален глиной.
Если б не было глины в боковых ходах, несомненно бы открылись новые галереи и гроты пещеры. Напишите, если есть время, нам о том, какие проводились исследования в нашем районе. Пожалуйста!"
Новые открытия?Юные спелеологи так и не дождались ответа, зато благодаря им - пусть и 40 лет спустя - пещеры все-таки попали в поле зрения специалистов. Вести тщательные и планомерные поиски возможности нет, поэтому многие открытия совершаются любителями.
- Мы были в Каменске несколько лет назад - осматривали Три пещеры, о которых ходит столько легенд. Следы засыпки ходов действительно есть, но лично мой опыт говорит, что навряд ли они вели далеко, - говорит член Екатеринбурского клуба спелеологов Станислав Васильев. - Вдоль Каменки от Трех пещер до железнодорожного моста мы обнаружили порядка 15 пещер (они тоже будут занесены в "Перечень пещер Свердловской области", так же, как еще 2 обнаруженные нами пещеры на Исети, плюс пещеры, открытые школьниками, - итого 20 каменских пещер), но изучить их тщательно, к сожалению, не было возможности. Хотя там исследователей как раз и могут ожидать сюрпризы: возможно, внутри скал скрываются обширные полости - гораздо больше, чем в обследованной нами "Таинственной" - ее высота около 17 метров, а общая длина всех ходов - что-то около ста. Кстати, рыбак, встретившийся нам у скалы, уверял, что никакой пещеры здесь быть не может - он рыбачит здесь всю жизнь, а щель в скале - просто щель.
Спелеологи говорят, что и взрослые - не то, что школьники - могли бы гордиться проделанной работой. "Таинственная" - пещера не из простах. Не каждый сможет добраться до последнего грота: нужна хорошая гибкость, чтобы преодолевать узкие повороты. В самый высоко расположенный грот -" Органы" - можно проникнуть только с помощью скалолазной техники.
Возможно, прочитав этот материал, отзовутся авторы письма и поделятся новыми подробностями старой истории, а возможно, и новыми открытиями. Ведь каменские пещеры по-прежнему ждут своих исследователей и первооткрывателей.
История с продолжениемВ сентябре в "Новом Компасе" был опубликован материал о пещере, обнаруженной специалистами в одной из скал на берегах Каменки. Пещеру еще 40 лет назад открыли каменские школьники - известно об этом стало из письма, найденного в архивах Екатеринбурского клуба спелеологов. Это письмо стало первым звеном в цепочке находок, открытий и неслучайных случайностей.Итак, сначала не то что случайно - практически чудом (сорок-то лет спустя!) нашлось письмо, отправленное юными каменцами в Свердловск, затем спелеологов, приехавших из Екатеринбурга обследовать пещеру, совершенно случайно встретил мой знакомый - альпинист. И, конечно, совсем не случайно эта новость вызвала у меня большой интерес. Я нашла тех самых спелеологов, выяснила подробности, получила отсканированные документы и написала статью, сделав в конце приписку: "Возможно, прочитав этот материал, отзовутся авторы письма и поделятся новыми подробностями старой истории..." ( имен ребят, написавших письмо, не сохранилось). И вот последний штрих - статью случайно (или как раз НЕслучайно?) прочитал тот, к кому я обращалась в ее конце, и разыскал меня. А как это было - пусть лучше расскажет он сам.
39 лет спустя…Мартовским утром нынешнего года я растапливал печь в своем загородном доме . На розжиг пошли старые бумаги и газеты, которые я бегло просматривал, боясь сжечь важное. Одну из газет уже чуть было не отправил в топку, но меня остановило название статьи - «Таинственная история пещеры Таинственной». Первые строки привели меня в волнение, а дальнейший рассказ не оставил сомнений, что речь идет о той самой пещере, которую мы с братом Андреем и друзьями облазили в детстве в начале 70-х годов, в период, когда очень увлекались краеведением и спелеологией.
Мне было лет двенадцать, и я мечтал стать геологом, бродить по тайге и горам, совершать открытия месторождений, жить походной жизнью, словом - юношеская романтика - отголосок повального увлечения туризмом в 60-х годах. Мы исходили все окрестности Каменска, облазили все карьеры и скалы, знали, где какие горные породы можно отыскать. У меня уже была собрана приличная коллекция минералов, которая занимала почти всю кладовку в нашей "хрущевке". Большую ее часть я передал в наш геологический музей. Годам к 15-ти увлечение геологией почти прошло, но к тому времени где только мы не побывали с родителями (которых агитировали путешествовать в летние отпуска): были в Ильменах, на Адуйских и Режевских копях, под Березовским и Изумрудом - и отовсюду везли новые находки: бериллы, пириты, пегматиты, гранаты, горный хрусталь… В 9-м классе я познакомился с Шевалевым Владимиром Петровичем и его музеем геологии в 16-й школе, «директором» которого в тот момент был мой двоюродный брат Володя Сухарев.
Но вернемся к статье и пещере «Таинственной». Я бывал там раз десять. Удобнее всего было лазить туда зимой: легко добраться по застывшей реке и внутри всегда тепло - около +5 градусов. Брали с собой запас свеч, фонарики, батарейки. Лаз входа очень узкий, многим взрослым не пролезть. Внутри пещера забита глиной, сырая, местами очень скользко. Мы зажигали свечи, иногда оставляя их позади, чтобы лучше ориентироваться и чтобы было не так страшно. А страшно бывало – когда гасла свеча, а спички были не в твоем кармане. Когда разряжались батарейки, и фонарик медленно гас во тьме. Когда ты подскальзывался и летел вниз по ходу-трубе в скользкой глине… В темноте перекликались, в эти моменты - и сейчас это помню - остро ощущались наши единство, братская дружба, без пафоса. Мы, пацаны, знали, что никогда не бросим друг друга в беде.
Почему третий грот был назван «Жениным»? Там у нас была «база» - оставались сумки, запас свеч, чистая одежда. Там всегда горели свечи, и почти всегда там оставался наш двоюродный брат Женя Табатчиков, родом из Катайской Ильинки, нередко приезжавший к нам в гости. Отчаянный и смелый парень, хоккеист, охотник и заядлый рыбак, старше меня на 4 года, в пещере он сильно робел. Кажется, всего раз добрался до последнего грота - «Великана», и впоследствии всегда дожидался нас на «базе», в третьем – Женином - гроте. Через два года его призвали в десантные войска, в Закавказье. Там во время учений столкнулись и разбились два вертолета с 33-мя рябятами-десантниками. В одном из них был наш 19-летний Женька… Светлая ему память.
Я всегда любил рисовать карты, схемы, маршруты. Начертить план пещеры, ее разрезы было важным и результативным для нас итогом. Примеры, как это сделать, были в той самой книге «Пещеры Урала» (она тоже сохранилась у меня до сих пор). Чтобы вычертить план, надо было обследовать все уголки пещеры, все ее тупиковые ходы. Желание открыть новые гроты («А вдруг там продолжение пещеры?!») толкало нас в самые тесные лазы. Из таких «щелей» уже невозможно было выбраться самому - вытягивали сзади за ноги. Ощущение жуткое, душу охватывал ледяной страх… Конечно, вот этими острыми впечатлениями, этим риском, преодолением страха и притягивала нас пещера, которую для себя мы назвали «Таинственной».
Хотя первооткрывателями пещеры мы не были. Например, мой родной дядя Виктор Васильевич Табатчиков, живший в 30-е годы прошлого века в Старом Каменске, тоже бывал в пещере Таинственной. Он точно описывает ее местонахождение, узкий вход и гроты. Бывали там и вандалы- стены самого большого грота черные от копоти и со множеством надписей…
Это было детское приключение с игрой во взрослую спелеологию. С итоговым «портретом» и имянаречением одного из множества чудес нашей планеты… Разве рельефы, узоры и скульптуры, вытачиваемые водой в глубинах известняка в течение миллионов лет – это не чудо?
Григорьев Алексей, архитектор.