Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Каменск-Уральский интернет портал

Форум Виртуального Каменска


Мы в социальных сетях:
Виртуальный Каменск в ВКонтакте  Виртуальный Каменск на Одноклассниках
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
29 Марта 2024, 17:31:12

Войти
* Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
+  Виртуальный Каменск
|-+  Каменск-Уральский. Город. Люди
| |-+  Краеведение (Модераторы: Ицик, сидоров)
| | |-+  Ленинский и пр.поселки и заводы в том районе
Страниц: [1] 2 3 ... 25   Вниз
Печать
Автор Тема: Ленинский и пр.поселки и заводы в том районе  (Прочитано 143158 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« : 22 Апреля 2012, 16:30:00 »

Ленинский это наименее изученный с т.зрения краеведения поселок. Литературы о нем и его заводах очень мало, хотя история его достаточно интересна. По моим данным до начала 20 века это была пустошь заросшая лесом и кустарником. В ее пределах проходила Арамильская дорога, дорога на Карабатовскую мельницу и на рудники в том числе и на Логовский. В 30 годах была построена железнодорожная ветка от шахт до нынешней остановки Кунавина. И вот тут интересный момент связанный с постройкой железнодорожного моста через Каменку. Создается впечатление что мост был построен чуть ранее чем было открыто прямое движение Свердловск - Синарская 2 и этот участок активно эксплуатировался.  К началу войны там был построен Магниевый завод и паровозоремонтный. Но кто принимал решение о их строительстве и история строительства совершенно неизвестна. 
Записан
samoletov
Ветеран
*****

Карма: +379/-21
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8854



« Ответ #1 : 22 Апреля 2012, 17:19:57 »

Мост через Каменку, например, в июле 1930 года еще только строился.
Паровозовагонноремонтный завод существовал только на бумаге. Причем это должно было быть самое крупное производство Каменска (подозреваю, что это был бы Уралвагонзавод). И хорошо, что его так и не построили.
« Последнее редактирование: 22 Апреля 2012, 20:50:03 от samoletov » Записан

А просто... залетел на огонёк.
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« Ответ #2 : 22 Апреля 2012, 19:51:04 »

Единственно, что я знаю, что на территории к моменту эвакуации туда Колчугинского завода стояли уже построенные корпуса вагоноремонтного завода. Этот завод к началу ВОВ был законсервирован. Об истории его создания вообще ничего, равно как и Магниевого завода. Последний в годы войны вошел в ОЦМ.

На фото первый директор Г.Ф. Слободин
Записан
Larissa
Ветеран
*****

Карма: +337/-27
Offline Offline

Сообщений: 6930


С Новым годом!


« Ответ #3 : 22 Апреля 2012, 20:09:54 »

По истории завода ОЦМ, вероятно, могут многое сказать Наталья Лисовая, Юнона Каталевская и, конечно, Светлана Андреевна Шварева. Всех их объединяет работа в газете "Сплав". Светлана Андреевна начинала делать эту газету. Юна и Наташа продолжали.
Записан

Фотограф - самая бездарная и бесполезная профессия. Он хочет денег за нажатие кнопочки. :)

Из чего складывается цена?
Из способности энного количества денег заставить меня встать с кровати и пойти работать. :)



Моя фамилия - не Папарацци!
Змей
Постоялец
***

Карма: +72/-3
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 573



« Ответ #4 : 22 Апреля 2012, 20:21:12 »

Поселок Первомайский-существует до сих пор, некоторые дома были снесены в середине и конце 1980-х годов, например дом № 21, у которого стояла колонка, на неё ходили за водой, дом № 8 у самой остановки. Дом № 17 построен в 1939 году, видел паспорт дома. Дома двухэтажные, из бруса, были с печным отоплением, сейчас там централизованное отопление. Холодное водоснабжение из уличных колонок.
Записан
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« Ответ #5 : 22 Апреля 2012, 22:07:36 »

Да! Когда то переезд в эту двухэтажку из землянки считался подарком судьбы.

Первая проходная ОЦМ
Записан
сидоров
Человек, которого забыли спросить!
Модератор раздела
Ветеран
*****

Карма: +501/-10
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8331



« Ответ #6 : 23 Апреля 2012, 14:55:44 »

решил выложить сюда.. к Ленинскому же относится
 Из воспоминаний Роберта Степановича Мальгинова
Роберт Степанович.. А вы не застали шахту что была в районе нынешнего посёлка Собачий..? ну в районе Ленинского.. Между Ленинским и старым Каменском.. Спасибо..

Роберт Мальгинов
00:04
Привет..! Да, я помню эту шахту. Добывали там бурый уголь. К ней проложена была ж.д. проходившая через ул. Ленинградская мимо школы №9 и моего дома.

 Я так понимаю-речь об этой ветке? Фото слямзанное у Самолётова
Записан

Во всей России нет, ребята, мопеда круче чем "Карпаты"
samoletov
Ветеран
*****

Карма: +379/-21
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8854



« Ответ #7 : 23 Апреля 2012, 16:05:30 »

решил выложить сюда.. к Ленинскому же относится
 Из воспоминаний Роберта Степановича Мальгинова
Роберт Степанович.. А вы не застали шахту что была в районе нынешнего посёлка Собачий..? ну в районе Ленинского.. Между Ленинским и старым Каменском.. Спасибо..

Роберт Мальгинов
00:04
Привет..! Да, я помню эту шахту. Добывали там бурый уголь. К ней проложена была ж.д. проходившая через ул. Ленинградская мимо школы №9 и моего дома.

 Я так понимаю-речь об этой ветке? Фото слямзанное у Самолётова

Она родимая.
У-у-у, злыдень! Попадешься мне еще!
Записан

А просто... залетел на огонёк.
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« Ответ #8 : 23 Апреля 2012, 16:57:32 »

Хи-Хи-с!!!
Записан
сидоров
Человек, которого забыли спросить!
Модератор раздела
Ветеран
*****

Карма: +501/-10
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8331



« Ответ #9 : 25 Апреля 2012, 21:45:39 »

Воспоминания Роберта Степановича Мальгинова


Роберт Мальгинов
20:10
Привет Володя! Еслт помнишь, со ст. Кунавино идёт ж.д. ветка на Лен. пос. к  котельной и от неё был отвод пути через ул. Ленинградская, школу №4 (напротив неё, в лесочке можно увидеть старую насыпь от ж.д.), , черезь шоссе к торговому комплексу, делает поворот на Каменск, через старое кладбище к крайней к р. Исете улице. К стати на этой  улице - верхнней или крайней, в домах проживали те кто работал на шахте. Можно поискать . Это , примерно  напротив школы №32.
Я пятилетним ребёнком уже вздил на поезде на шахту. Удирал из сада, что напротив нашего дома был. Поезд, помимо товаров, материалов и продукции, трижды в день возил рабочих на завод и на шахту, а на месте домов №№18и20 по Ленинградской был небольшой известково цементный заводик. Тогда многое делали сами, необходимость была.
Записан

Во всей России нет, ребята, мопеда круче чем "Карпаты"
Silja
Ветеран
*****

Карма: +333/-164
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 4481



« Ответ #10 : 26 Апреля 2012, 08:26:18 »

По истории завода ОЦМ, вероятно, могут многое сказать Наталья Лисовая, Юнона Каталевская и, конечно, Светлана Андреевна Шварева. Всех их объединяет работа в газете "Сплав". Светлана Андреевна начинала делать эту газету. Юна и Наташа продолжали.
А Юля - закончила.  Улыбка
Записан
сидоров
Человек, которого забыли спросить!
Модератор раздела
Ветеран
*****

Карма: +501/-10
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8331



« Ответ #11 : 26 Апреля 2012, 16:44:14 »

шахту закрыли из за нерентабельности, ведь в ней добывали бурый уголь, с пуском Кузбасса небыло смысла её содержать.
Записан

Во всей России нет, ребята, мопеда круче чем "Карпаты"
Larissa
Ветеран
*****

Карма: +337/-27
Offline Offline

Сообщений: 6930


С Новым годом!


« Ответ #12 : 26 Апреля 2012, 20:57:16 »

По истории завода ОЦМ, вероятно, могут многое сказать Наталья Лисовая, Юнона Каталевская и, конечно, Светлана Андреевна Шварева. Всех их объединяет работа в газете "Сплав". Светлана Андреевна начинала делать эту газету. Юна и Наташа продолжали.
А Юля - закончила.  Улыбка

Точно! Юля закончила.  Улыбка
Записан

Фотограф - самая бездарная и бесполезная профессия. Он хочет денег за нажатие кнопочки. :)

Из чего складывается цена?
Из способности энного количества денег заставить меня встать с кровати и пойти работать. :)



Моя фамилия - не Папарацци!
Silja
Ветеран
*****

Карма: +333/-164
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 4481



« Ответ #13 : 27 Апреля 2012, 09:09:42 »

Темка как-то заглохла. Расскажу, чем я занималась, когда работала на ОЦм (не помню, писала я тут эту историю или нет).
Однажды вместе с зам. начальника цеха поехала я на железнодорожный участок - там где происходит разгрузка-погрузка вагонов. Пошла побродить по путям, и обнаружила, что пути сложены из рельс 1942 года выпуска - то есть фактически они не разбирались со времен войны. А сотрудники участка мне говорят: типа ды Вы что, это вовсе даже не древность, там позапрошлого века есть рельсы. Пошла я вдоль путей, и на самом деле, нашла экземляры 1990-х годов, 1890-х изготовления Демидовского завода, какого-то питреского железного завода (сейчас название не помню, а в инете искать некогда), и даже американских заводов. Мне местные говорят: мы этих исторических рельс тонны в металлолом уже сдали, когда пути демонтировали. (это у них на ОЦМ забава такая: кризис - они пути демонтируют, в лом сдают, рост - новые пути строят). К тому же проводилась реконструкция участков, и демонтаж путей шел постоянно. Я пошла к рабочим, попросила, чтобы они мне куски рельс с метриками, если попадутся, оставили. Созвонилась с музеем НТМК - тем самым бывшим Демидовским заводом, которые эти рельсы делали. Особой ценности,правда, экспонаты не имели - на них не было клейма в виде соболя - им клеймили изделия Демидовых из особой сортовой стали. Но в принципе историческую ценность эти рельсы имели и директор музей попросила доставить им экспонат. В эти дни проходила какая-то выставка металлургическая в ТАгиле, но руководство завода тогда особое было, в Тагил  меня с делегацией не пустили.
Потом я с завода уволилась, хотела свои образцы рельс хоть в наш музей сдать, но мне не разрешили их с завода вывести. Так они там и остались. Скорее всего, тоже сдали в лом.
Но я думаю, что исторические пути там еще не все разобрали. Версии появления этих рельс две: первая их привезли вместе с эвакуацией завода или их сложили из демонтированных узкоколеек в шахте. Интеерсно мнение Сан САныча.
Записан
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« Ответ #14 : 27 Апреля 2012, 11:24:18 »

Здесь надо подойти с т.з. логики. Для того что бы сделать рельс необходимо оборудование и железо. Такого на КЗ не было. Таким образом версию, что самоделки на КЗ исключаем, тем более Вы указали примерных изготовителей. Возникает вопрос - откуда взяты рельсы, то что это сборный компот это ясно. Строительство вагоно-ремонтного завода начавшегося примерно в период 1930-1940 года было законсервировано еще до войны и к октябрю 1941 года эта площадка имела четыре готовых корпуса и два "скелета" Один без крыши и окон, второй имел только каркас. На этой же площадке размещался магниевый завод КМЗ он имел к этому времени свои подъездные пути. О наличии к этому времени  подъездных путей КМЗ  есть упоминание в книге "Металлурги Урала-великой победе" Возникает вопрос. А КМЗ был на одной площадке с вагоноремонтным? Ответ находим там же. Напротив КМЗ стоял небольшой поселок состоящий из 12-15 двухэтажных домов и полутора десятков бараков. Таким образом и ВРЗ и КМЗ стояли рядом на одной площадке, на том месте где сейчас ОЦМ. Строить параллельную ж.д. линию естественно ОЦМу не было необходимости, да и война... не до этого.
     Отсюда вывод что ж.д. ветка на ОЦМ существовала еще до эвакуации туда Колчугинского завода. Значит ОЦМ ее не строил. Может быть что то менял в путях, но сама ветка была построена до них.
     Теперь о компоте. КМЗ и ВРЗ не были стройками пятилеток. Что уж говорить, если СТЗ с великим трудом стараниями Кабакова и Головина попал в их число. Строительство КМЗ и ВРЗ  инициатива, скорее всего, местных (областных) властей.  Не надо забывать, что В.Ф.Головин - бывший житель и рабочий КЗ в период 1933-1937 год председатель Свердловского облисполкома. Скорее всего в этот период он и пробил строительство в Каменске КМЗ и ВРЗ.  Но стройка была местная и фондов под нее не выделяли. Поэтому использовали то, что имели то что можно было "выкрутить" на стороне.
     А имели линию построенную еще до революции Синарская1 - Юность - 4 км.- Собачий рудник - мост- Багаряк. В 1912-1913 годах была построена линия Синарская 1 - Шадринск и в какой то отрезок времени отворот на Багаряк сделали от нее в районе ГИБДД. Отрезок Синарская1-Юность-4 км-Собачий рудник утратила свое значение. К 1936году спецкомендатуры ликвидировали. Это поставило последнюю точку на этом отрезке. Отрезок стал не нужен. Его демонтировали на участке Синарская 1-Юность. (участок Юность - 4км-Собачий рудник скорее всего оставался еще до середины 50х годов). Вот рельсы с участка (дореволюционного) Синарская-1 -Юность и использовали скорее всего после 1937 года на строительство ветки на КМЗ и ВРЗ. Собирали по нитке этим и объясняется наличие компота. Возможно, что часть рельсов привезли с собой, но использовали их скорее всего для внутризаводских путей, т.к. основная ветка была готова. Не исключаю, что часть использовалась из указанного мною источника. Шахтный рельс совершенно не подходит для ж.д. транспорта.
     Это чисто мои логические объяснения с использованием минимальных материалов и источников.
« Последнее редактирование: 27 Апреля 2012, 11:35:13 от nebel23 » Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 25   Вверх
Печать
Перейти в:  

Новости
Каменска-Уральского

Все новости
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!