Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Каменск-Уральский интернет портал

Форум Виртуального Каменска


Мы в социальных сетях:
Виртуальный Каменск в ВКонтакте  Виртуальный Каменск на Одноклассниках
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
29 Марта 2024, 00:28:39

Войти
* Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
+  Виртуальный Каменск
|-+  Каменск-Уральский. Город. Люди
| |-+  Краеведение (Модераторы: Ицик, сидоров)
| | |-+  Деревни и сёла Каменского района
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 16   Вниз
Печать
Автор Тема: Деревни и сёла Каменского района  (Прочитано 176881 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
сидоров
Человек, которого забыли спросить!
Модератор раздела
Ветеран
*****

Карма: +501/-10
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8331



« Ответ #15 : 27 Августа 2013, 21:02:47 »

Люди! а может перекинуть это в отдельную тему-ну скажем-обзовём её !деревни сёла Каменского района"...ась?
Записан

Во всей России нет, ребята, мопеда круче чем "Карпаты"
Ицик
Модератор раздела
Ветеран
*****

Карма: +583/-167
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7846


איציק


WWW
« Ответ #16 : 27 Августа 2013, 21:09:45 »

Тут Небель тоже писал на эту тему из Коровина. в "Генеалогии", но прекратил, из-за критики.
Записан
сидоров
Человек, которого забыли спросить!
Модератор раздела
Ветеран
*****

Карма: +501/-10
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8331



« Ответ #17 : 27 Августа 2013, 21:11:07 »

Да?..хм..странно
так енто када было?
так что Саш-оформи красиво, а? Строит глазки

Выполнено RTFM (Модер)
« Последнее редактирование: 27 Августа 2013, 21:36:02 от Ицик » Записан

Во всей России нет, ребята, мопеда круче чем "Карпаты"
Ицик
Модератор раздела
Ветеран
*****

Карма: +583/-167
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7846


איציק


WWW
« Ответ #18 : 27 Августа 2013, 22:40:39 »

Каменская слобода
1763 г.

Aponogeton, прошу ставить фото в другой теме - "Расшифровки...". RTFM
Записан
Aponogeton
Постоялец
***

Карма: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 319



« Ответ #19 : 28 Августа 2013, 11:32:05 »

Под двуглавым орлом




Автор: Бушуев Виктор Владимирович

12.03.2003 г.

Как говорит предание, во времена Петра Первого, при строительстве Каменского казённого завода, на реке Синаре, на месте Карагайос — «сосновой деревни» башкир, поселились ссыльные по кличке Окулко, Потаскуйко, Чайка и Симонов. Любителей конины и кумыса здесь давно след простыл. Так появилась деревня Окулова. На картах Пермской губернии Окулова именовалась то Аккуловой, то Укуловой. Прозвище основателя деревни — Окулко происходит от канонического имени Вукол (от греческого «бычий пастух»). Потаскуйко был лживым и заносчивым, хотел себе подчинить всех остальных. Окулко частенько колотил вороватого соседа, и Потаскуйко был вынужден поселиться за рекой Синарой. Между деревней Окуловой и Потаскуевой установилась неискоренимая вражда. По правую руку, за рекой, тянулся сосновый бор. Две семьи перебрались на новое место жительства. Нечёсаные, кривоногие ребятишки новосёлов, собирающие малину, напоминали косолапых медвежат. Так, в Окуловой, кроме Симоновых и Окуловых появились Медведевские, а приезжий татарин, обращённый в православную веру, получил фамилию Новокрещенных. Чайка ушёл к месту слияния Багаряка с Синарой, где стояла избёнка одинокого казака. Нынешняя деревня Чайкина поначалу звалась Казаковой, но казак после себя потомства не оставил, а Чайка оставил, поэтому деревню в народе переименовали в Чайкину.


Между прочим, на старинных картах эта деревня значится как Шайкина, название производное от слова «шайка»- воровская ватага. Ещё с семнадцатого века слободки и заимки росли, как грибы, называясь, как правило, по фамилии первопоселенца. Деревню Москвину, лежащую между озёрами Шаблиш и Червяное, основал один из сподвижников Ермака, некто Харцыз Москвин. Кодинку основал Кодим, а Савва Черемхин — Савино или иначе — Черемхово, у Травяного озера появилось Травянское, у речки Пузыришки — Позариха, среди тёмных, смолистых, сосновых лесов — Темновское, Смолинское, Сосновское…


Казна требовала налогов. Ведя политику планомерного насаждения уральских земель пришлым людом — великороссами, малороссами, литовцами правительство старалось обезопасить хлеборобов от набегов башкир, не желавших ни с кем делиться своими вотчинными правами на землю. Ещё в девятом веке, придя из Приаралья, башкурты расселились от Волги до Сибири, угнали коренное финно-угорское население в дремучие леса и хорошо устроились на необъятных просторах Зауралья. Самая бедная башкирская семья имела полсотни лошадей, и громадные табуны щипали уральскую травку. Вообще, кроме счастливых деньков, история башкирского народа хранит не мало трагических эпизодов: подчинение Волжской Булгарии, затем Золотой Орде, с пятнадцатого века — Сибирскому, Ногайскому и Казанскому ханствам.


После покорения Иваном Четвёртым Казани, башкиры сделались подданными Русского государства, но в 1596 году они были разграблены русскими колонистами, поселившимися в Тюмени, и похищены их женщины и дети. В 1610 году башкиры вынесли нашествие ногайских татар, а в 1623 году калмыки, тогда ещё могущественные, устроили у них резню. В Зауралье башкиры приняли деятельное участие в Пугачёвском бунте 1773–1775 годов, но с этого времени сделались мирными подданными Российской империи. «Степные» и «лесные» башкирцы разделялись на сорок пять колен со своими именами, и начальники «колен» имели власть одинаковую с властью русских исправников. Башкиры несли военную службу. В начале девятнадцатого века башкирская милиция носила национальный костюм и была вооружена луком и стрелами. А в семнадцатом веке стрелы летели в русскую сторону.


На границе лесостепи, на реке Синаре и Исети, появляются укреплённые русские поселения. Так, в 1649 году возникла слобода и крепость Красноборская (нынешняя деревня Слободчикова), по-военному были укреплены деревня Окулова и волость Зыряновская, на реке Исети построены Катайский острог — в 1650 году и Колчеданский острог — в 1677 году. Следовавшие одна за другой «башкирские измены», сопровождавшиеся сожжением деревень, убийствами или угоном в рабство и без того малочисленного крестьянского населения Зауралья, заставляли держать в тревоге сельчан и в семнадцатом и в восемнадцатом веке. В старинных документах мелькают фамилии рядовых жителей Колчеданского острога, Каменской монастырской слободы: Лиханов, Бетев, Воеводкин, Кырчиков, Табатчиков, Абрамов, Бабкин, Камышев, Пушкарь, Пашев, Ботников, Черноусов, Сидоров, Васильев, Добрынин… Потомки названных людей живут среди нас. Многие фамилии передают прежнее жительство уральцев: Тверь, Вологда, Устюг…


Для детей переселенцев, родившихся за Камнем, рассказы отцов и дедов о крепостнике — помещике воспринимались, как сказка о Змее Горыныче. Наличие помещиков в Зауралье было мало распространённым явлением. Площадь помещичьих имений среди надельной земли государственных крестьян составляла менее одного процента. Так, в Камышловском уезде, до революции, насчитывалось только два помещичьих имения — Щуки — пятьдесят две десятины и Амбрашкевича — сто шестьдесят две десятины земли.


В Шадринском уезде, возле озера Акчакуль («озеро денег»), на семейство помещиков Медведчиковых приходилось пятьсот одна десятина земли. Помещичье гнездо с роскошным садом имелось в Усть-Караболке или Сушиной, где помещик Сушин завёл «право первой ночи». В первую брачную ночь невесту разлучали с суженым, наряжали «пастушкой» и направляли в опочивальню господина. Любителя «клубнички» до смерти зашибли местные мужички…


Деревня была работящей. Были и «линтяки». Спозаранку «легостай» с удочкой маячил над водной гладью. Деревня жила общиной, единой семьёй, где о каждом знают всё. В семье не без изъяна. На уголовника, отсидевшего в тюрьме, вся деревня ходила смотреть, как на диковинку — урода…


Дома строили из леса, росшего тут же. Изба была без трубы, курная, с русской печью, передним углом с божницей, столом для трапезы и непременным бабьим атрибутом — прясницей. К горнице примыкали сени. Вокруг избы двор с хлевом, амбаром, баней. В баньке не только домочадцы парились, здесь доживали свой век одряхлевшие члены семьи. Изгородь да лопухи отделяли одну усадьбу от другой. Уборной не было. Бывало с петухами, выйдет хозяин на свежий ветер, а из-за прясла, некстати, выглянет трудолюбивая соседка и поприветствует с добрым утром… На обживаемой территории, в наиболее крупных селениях, строили церквушки по самой простой причине: умрёт христианин, и его необходимо было сопроводить в мир иной по церковному обряду. С петровского времени церкви начали вести метрические книги, куда вносились сведения о рождении человека, крещении, бракосочетании и смерти.


Церкви оказывали влияние на формирование нравственных основ, распространяли азы грамотности, были связаны с сохранением исторической памяти народа. Люди были верующими, но отношение к духовенству не было однозначным. Народное творчество содержит остроумную сатиру в жанре анекдота, пословицы или поговорки на попов — любителей хмельного зелья, плутоватых монахов. На Руси не был силён культ предков: стащили раба Божьего на погост — и зарастай могилка травой. И несть числа заброшенным могилам. В девятнадцатом веке деревянные церквушки сменяются на неподвластные времени каменные храмы, построенные вскладчину на средства прихожан. Церкви, возвышаясь над округой, отливали белизной стен и позолотой куполов, ненавязчиво напоминая о христовых заповедях.


При Советской власти, в тридцатые годы, церкви закрывали, утварь растаскивали, священнослужителей пускали по миру, ссылали в гулаговские лагеря или лишали жизни. С каждым храмом связана трогательная история о том, что при снятии креста, верхолазу-богохульнику крестом свернуло шею или оторвало главу…


Тяга к смирению и уединению присуща многим. Ревнители старой веры «спасались» в подземных кельях Смолинской пещеры.



Пещера карстовая, имеет трехъярусное строение, общая длина коридоров составляет 0,5 км.



Описание пещеры и схематичный план впервые сделан в конце прошлого века краеведом, каменским конторским служащим, членом Уральского Общества Любителей Естествознания, В. Г. Олесовым.

В Каменском Заводе, Колчедане, Верхней Тече и Окатовой были женские общины. Всё хозяйство велось самими монашками. Они занимались живописью, шили, вышивали, разводили пчёл, ухаживали за домашней живностью. В монастырь поступали девушки по желанию. О значении Далматовского монастыря можно сказать, что для исетского края это была целая историческая эпоха. Возникший в 1644 году в одном из благодатных природных уголков Южного Зауралья, на реке Исети, близ устья рек Течи и Суварыша, в урочище Белое городище, среди «белого» леса — берёз, осин и лип Далматов Успенский монастырь долгое время являлся центром управления исетско-пышминского края, фортификационным постом на пути продвижения русских в Сибирь. Строительство монастыря началось с земляной пещеры старца Далмата.


В конце семнадцатого века феодальное монашеское княжество имело сто шестьдесят тысяч десятин земли, а к середине восемнадцатого века владело одним селом и четырнадцатью деревнями. По ревизии 1744 года во владении Успенского Далматова монастыря считалось две тысячи сто пятьдесят два крестьянина. На месте землянок иноков вырос сказочного вида каменный дворец, обнесённый широченной стеной, выложенной из кирпичей весом по восемнадцать фунтов.


С первых лет существования обители, как мотыльки на свет, слетались к монастырю не только хлебопашцы, но и рудознатцы, ремесленники и прочие народные умельцы, их трудом крепла слава Далмата. Широкий размах в начинаниях во многом зависел от предпринимательской жилки Далмата и его сына Исаака. Не столько корысть двигала Мокринскими, сколько трезвый расчёт, чувство перспективы. Примером предпринимательской крутизны служит построенный в 1682 году на реке Каменке (Железенке) монастырский железоделательный заводик — домница, который восемнадцать лет исправно снабжал сельскую округу серпами, топорами, подковами и вилами. Как известно, основной целью «новой экономической политики», введённой большевиками в 1921 году, была связь между городом и деревней, смычка промышленности с сельским хозяйством через торговлю. Нечто подобное находим в истории Успенской обители: ещё в начале восемнадцатого века монастырь снабжал работных людей Акинфия Демидова плодами полеводства, а заводчане отправляли в обитель продукты своего труда. Вседневная служба — церковная и келейная молитва составляли суть монашеского существования, плотный богослужебный «график» не оставлял времени для «общественно-полезного труда», монах-молитвенник успевал только принять «скромный» дневной рацион: бутылку кагора, штоф пенного вина, кувшин мёда, пива, квасу и закусить всё это жареной курятиной или зайчатиной. Монастырские «крестьянишки» — кормильцы чёрноклобучной братии не катались как сыр в масле: платили обители оброк, долгое время — натуральный, позже — деньгами, несли барщину во всё возрастающем объёме, но по налогообложению, как и по количеству пахотной земли «на душу», были в выигрыше перед государственными крестьянами. На год раньше появления Успенского монастыря возникла Ирбитская ярмарка, ставшая одним из крупнейших центров торговли в России. Немаловажное значение в экономическом развитии сибирской стороны, формирования из богатых и «достаточных» крестьян сельской буржуазии, имела торговая деятельность Далматова монастыря. Ежегодные декабрьские ярмарки привлекали на монастырское подворье со всего Зауралья вереницы обозов с мясом, рыбой, маслом, кожей, мукой. Вёл монастырь и просветительскую деятельность в русле ознакомления неграмотного населения с основами православия.


Для детей церковнослужителей при монастыре открыли двухгодичное духовное училище. С семнадцатого века Далматов монастырь выполнял военные функции, став в восемнадцатом веке недосягаемым для неприятеля. В феврале 1774 года чернецы и служилые люди подтвердили непоколебимую верность императрице Екатерине Второй, не поддавшись на «увещевательные» письма пугачёвцев, безуспешными оказались и наскоки бунтовщиков на неприступные, огрызающиеся огнём пушек, стены монастыря. История обители омрачена «подвигами» архимандрита Иоакинфа. Во время правления Петра Третьего и Екатерины Алексеевны, когда происходила секуляризация церковных имуществ, стремясь удержать в своём подчинении монастырские земли и крестьян, сей настоятель сократил крестьянские наделы, увеличил барщину, опустился до уголовщины — конокрадства. «Тиранические притеснения» архимандрита вылились в нешуточный бунт — «дубинщину».


Иоакинф проявил садистскую жестокость к пойманным мужицким вожакам, вызвав к себе народную неприязнь. Направленный настоятелем в Пыскорский монастырь Иоакинф и там нажил врагов. В 1793 году, по наущению пыскорских монахов, этот святоша «прежестокого нрава» был зарублен топором подосланными убийцами. В «заначке» Иоакинфа оказалось немало ассигнаций, драгоценностей и четыре мешка медных денег…


До сего дня, как и о мифическом граде Китеже, нет учёной вести о мужском монастыре, выстроенном близ устья реки Синары и названным именами первоверховных святых апостолов. Известно только, что Петропавловский монастырь дотла сожгли башкиры в 1662 году. Не известно и о горстке монахов, живших у озера Акчакуль. Передают, что был небольшой монастырь и у деревни Чекур на речке Караболке. Реки Багаряк, Синара, Исеть отделяли русские селения от земель инородцев. Проживая по многочисленным озёрам Зауралья, башкиры и татары, отатаренные мещеряки и тептяри, подчинялись законам Аллаха, занимались рыболовством, разведением скота. Башкиры долгое время оставались номадами. Летом они пасли скот, жили во временных жилищах — кошах, зимой перебирались в дома, построенными из дерева, как у татар. Дом состоял из одной или нескольких комнат, судя по достатку хозяина. Внутри избы стояли диваны — нары и большие русские печи или маленькие цилиндрические чувалы, с трубой, сделанной из дерева и глины и выбеленной. В избах башкир, как татарских, так и русских не было недостатка в друзьях сердечных-тараканах запечных.


Инородцы торговали с русскими деревнями рыбой, скотом. Остро стоял вопрос башкирского землевладения в связи с большой разницей в размере налогов башкир-вотчинников и башкир-припущенников (арендаторов земли). Появление Каменского, Сысертского и Кыштымского заводов, в дачах которых оказались земли мусульман, втягивало тюркское население в промышленное производство, нарушило их территориальную и этническую замкнутость. Каменский завод строили на злобу дня. Швед, в старое время крепко битый новгородскими дружинами, завладел Балтикой, поприжал европейских монархов, хамил Петру Алексеевичу. Дело оборачивалось войной, а воевать нечем. Так появились железоделательные заводы, началось литьё пушек. Каменский завод строился скандально. Причиной склоки явилась борьба за власть между воеводами Верхотурского и Тобольского уездов. Михаил Черкасский в ущерб строящемуся Невьянскому заводу перехватывал специалистов и оборудование для постройки завода на Каменке.


Верхотурский воевода Козьма Козлов в ярости стучал кулаком по столу и писал жалобы на произвол наглого конкурента. Появление казённого завода установило маловыгодную для сельского населения взаимосвязь. Завод строился на дармовщинку — рабским трудом заключённых и для крестьянства бесплатной обязаловкой — отработкой. Иван Качалов внёс в переписные книги жителей Каменской слободы с близлежащими селениями. Деревни, оказавшись в заводской даче, потеряли часть пахотной земли, занялись не своим делом: добычей руды, углежжением, строительными работами, перевозкой сырья и заводской продукции. Пушка землеробу без надобности, и военное литьё патриотизма не добавляло. Просто надо было кормить семью.


В Зауралье, не от безделья, от нужды крестьянство занималось домашними ремёслами. Наиболее распространёнными были овчинное, ткацкое, пимокатное, канатное и другие виды кустарного промысла. Отмена крепостного права не сделала крестьянина счастливее. На Урале личной свободы и так хватало: сталинское время ещё не наступило. Все ждали перемен в земельном вопросе. Обеспеченность землёй в исетско-пышминском крае была маловатой — около двух десятин на душу. Распределение земель было не равномерным: некоторые волости имели избыток земли, другие недостаток. Различным было и качество земель. Наблюдалась в землепользовании и распылённость, когда надельная земля лежала за много вёрст от дома. Казённые земли составляли дополнительный земельный фонд главным образом для сенокошения.


В Камышловском уезде самая большая цифра казённых земель числилась за Каменским чугунолитейным заводом, дача которого составляла шестьсот восемь тысяч десятин земли…


Для сельской глубинки Каменский завод выглядел, как для папуаса Нью-Йорк: громадный пруд, гул воды, падающей с плотины, дым заводских строений с их литейным таинством, церковь, мельница, хлебные лавки, господские дома и избы мастеровых. На конях восседали драгуны, поставленные для сбора налога с купцов, едущих с Ирбитской ярмарки в Башкирию.


За крепостным валом, за полигоном, на сто семьдесят шесть вёрст уходила дорога. По ней изделия с завода возили на Чусовскую-Уткинскую пристань, откуда водой доставляли в Санкт-Петербург, и влетал такой провоз для Каменского завода в копеечку. Многое на заводе напоминало деревню: запах навоза и конского пота, мычание коров и утиное кряканье. Внутреннее убранство изб рабочих мало отличалось от деревенского. Как и в деревне — вечером посиделки, семечки, карты, шаровки, игра в бабки, по воскресеньям и в праздники пьяные драки, когда молодёжь Барабы и Калухи пробовала крепость рёбер и зубов супротивной стороны — Наземки и Гнилого угла, а обитатели Вороняцкой горы обычно спасались бегством в Собачьем бору.


Те же домостроевские нравы, когда уличённую в измене жену, родственники мужа раздевали догола и под улюлюканье толпы водили по улице, выдёргивая у блудницы волосы. Кроме посещения кабака, находчивый народ гнал своедельную водку, выращивал табак — самосад, от которого глаза на лоб лезли. По пьянке ругались саровскими словами. В ходу были похабные песни и поговорки, где фигурируют «шинтик-пынтик», задранные ноги и т. п. Друг друга называли не по имени-отчеству, а по прозвищу: Суслон, Копыто, Ремок, Балма, Пончик и др. Два столетия Питер поставлял для Каменского завода управителей — горных инженеров. Таких счастливчиков набралось два десятка. Назначенец ехал с семьёй в тарантасе в Сибирь, к «белым медведям».


Детишки от злости щипали отца, жена с мокрыми глазами, надувала губки. На месте, большинство начальников не проявляло тяги к изобретениям. Но пара идеалистов нашлась. Так, Гилёв учинил пожарное дело, разукрасив каменские избы рисунками багров, топоров, заступов и бадеек. Другой «благодетель» — Грамматчиков разыскал залежи угля возле села Сухоложского, чем удешевил стоимость топлива для обогрева домов местных обывателей. От скучной надзирательской службы чиновники впадали в запой, развлекались картишками, угощали шпицрутенами нашкодивших мастеровых…


Истощив сырьё и топливо, оставшись за порогом технических новаций, завод захирел. Его несколько раз пытались продать с молотка. Обглоданная, эта кость никому не была нужна. К концу девятнадцатого века о былой известности напомнил двухсотлетний юбилей завода, совпавший с открытием Всероссийской промышленной выставки 1882 года. Шахтёры Нижне-Губахинской угольной копи для выставки из угля изготовили бюст Ермака и герб Пермской губернии, а каменские рабочие из чугуна вылили медаль и памятную доску.

« Последнее редактирование: 28 Августа 2013, 17:16:49 от Aponogeton » Записан
Apollo
Старожил
****

Карма: +76/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1177


« Ответ #20 : 28 Августа 2013, 12:15:33 »

Трудно читать. Ни одного абзаца. Кто такой Бушуев? Откуда он столько сведений насобирал?
Записан
Marker
Ветеран
*****

Карма: +367/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4859


Senatvs Popvlvs Qve Romanvs


« Ответ #21 : 28 Августа 2013, 12:49:04 »

Трудно читать. Ни одного абзаца. Кто такой Бушуев? Откуда он столько сведений насобирал?


http://porog-revun.ru/smolinskaya-spiral-3/

Записан

Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течении вечности и все, что еще будет в течении беспредельного времени. Ибо все сущее однородно и единообразно.
Марк Аврелий. Наедине с собой. Книга 6-37.
cccp
Новичок
*

Карма: +5/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 73


фото-вело-кладоискатель


WWW
« Ответ #22 : 28 Августа 2013, 18:59:14 »

Кто такой Бушуев?

сайт Бушуева-  http://bushuew.ru/
Записан

"Жизнь начинается там,
 где кончается зона
 вашего комфорта".
 ©(internet)
Змей
Постоялец
***

Карма: +72/-3
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 573



« Ответ #23 : 29 Августа 2013, 21:11:58 »

Да, давненько я такого псевдонаучного труда не читал, когда ж авторы начнут читать кого-нибудь кроме себя и в архив заглянут. Это первое.

Второе- автор выложил птицеидолов, которых нет в Каменск-Уральском краеведческом музее, а судя по тексту статьи найдены они на территории Каменского района.

Третье - по труду Коровина - его нужно читать, этот материал собран, но ссылаться на него как на аксиому я бы не стал, есть определенные расхождения.

Записан
Marker
Ветеран
*****

Карма: +367/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4859


Senatvs Popvlvs Qve Romanvs


« Ответ #24 : 29 Августа 2013, 21:50:35 »

Да, давненько я такого псевдонаучного труда не читал, когда ж авторы начнут читать кого-нибудь кроме себя и в архив заглянут. Это первое.

Второе- автор выложил птицеидолов, которых нет в Каменск-Уральском краеведческом музее, а судя по тексту статьи найдены они на территории Каменского района.

Третье - по труду Коровина - его нужно читать, этот материал собран, но ссылаться на него как на аксиому я бы не стал, есть определенные расхождения.



Что за птицеидолы?
Записан

Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течении вечности и все, что еще будет в течении беспредельного времени. Ибо все сущее однородно и единообразно.
Марк Аврелий. Наедине с собой. Книга 6-37.
Aponogeton
Постоялец
***

Карма: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 319



« Ответ #25 : 30 Августа 2013, 10:37:56 »

Что за птицеидолы?

Наверное имелось ввиду - культовые фигуры Смолинского святилища.

Записан
Aponogeton
Постоялец
***

Карма: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 319



« Ответ #26 : 30 Августа 2013, 10:58:03 »

Да, давненько я такого псевдонаучного труда не читал, когда ж авторы начнут читать кого-нибудь кроме себя и в архив заглянут. Это первое.

Второе- автор выложил птицеидолов, которых нет в Каменск-Уральском краеведческом музее, а судя по тексту статьи найдены они на территории Каменского района.

Третье - по труду Коровина - его нужно читать, этот материал собран, но ссылаться на него как на аксиому я бы не стал, есть определенные расхождения.



Что не соответствует, по-вашему мнению, действительности?
Записан
Змей
Постоялец
***

Карма: +72/-3
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 573



« Ответ #27 : 30 Августа 2013, 23:00:16 »

Под двуглавым орлом




Автор: Бушуев Виктор Владимирович

12.03.2003 г.



Казна требовала налогов. Ведя политику планомерного насаждения уральских земель пришлым людом — великороссами, малороссами, литовцами правительство старалось обезопасить хлеборобов от набегов башкир, не желавших ни с кем делиться своими вотчинными правами на землю. Ещё в девятом веке, придя из Приаралья, башкурты расселились от Волги до Сибири, угнали коренное финно-угорское население в дремучие леса и хорошо устроились на необъятных просторах Зауралья. Самая бедная башкирская семья имела полсотни лошадей, и громадные табуны щипали уральскую травку. Вообще, кроме счастливых деньков, история башкирского народа хранит не мало трагических эпизодов: подчинение Волжской Булгарии, затем Золотой Орде, с пятнадцатого века — Сибирскому, Ногайскому и Казанскому ханствам.


У автора машина времени? кто кого куда угнал? ничего что слово Урал появилось на "зауральских" землях только в конце 18 века? Что такого прочитал автор, что может цитировать историю Башкирского народа? там так то кроме башкир жили чуваши, мордва, татары, у них почему то другая история...

На границе лесостепи, на реке Синаре и Исети, появляются укреплённые русские поселения. Так, в 1649 году возникла слобода и крепость Красноборская (нынешняя деревня Слободчикова), по-военному были укреплены деревня Окулова и волость Зыряновская, на реке Исети построены Катайский острог — в 1650 году и Колчеданский острог — в 1677 году.   

Откуда эта дата? Есть сведения об образовании первого острога в 1650 году.


 Следовавшие одна за другой «башкирские измены», сопровождавшиеся сожжением деревень, убийствами или угоном в рабство и без того малочисленного крестьянского населения Зауралья, заставляли держать в тревоге сельчан и в семнадцатом и в восемнадцатом веке. В старинных документах мелькают фамилии рядовых жителей Колчеданского острога, Каменской монастырской слободы: Лиханов, Бетев, Воеводкин, Кырчиков, Табатчиков, Абрамов, Бабкин, Камышев, Пушкарь, Пашев, Ботников, Черноусов, Сидоров, Васильев, Добрынин… Потомки названных людей живут среди нас. Многие фамилии передают прежнее жительство уральцев: Тверь, Вологда, Устюг…


всё смешалось, люди, кони... и измены, и сожжение деревень (только каких поименно?)


Дома строили из леса, росшего тут же. Изба была без трубы, курная, с русской печью, передним углом с божницей, столом для трапезы и непременным бабьим атрибутом — прясницей. К горнице примыкали сени. Вокруг избы двор с хлевом, амбаром, баней. В баньке не только домочадцы парились, здесь доживали свой век одряхлевшие члены семьи.

Церкви оказывали влияние на формирование нравственных основ, распространяли азы грамотности, (Де Генин ввел горнозаводские школы, при Каменском заводе она была открыта в 1724 году) были связаны с сохранением исторической памяти народа. Люди были верующими, но отношение к духовенству не было однозначным. Народное творчество содержит остроумную сатиру в жанре анекдота, пословицы или поговорки на попов — любителей хмельного зелья, плутоватых монахов. На Руси не был силён культ предков: стащили раба Божьего на погост — и зарастай могилка травой. (а как же раскопки Каменского могильника с камнями)? И несть числа заброшенным могилам. В девятнадцатом веке деревянные церквушки сменяются на неподвластные времени каменные храмы, построенные вскладчину на средства прихожан. Церкви, возвышаясь над округой, отливали белизной стен и позолотой куполов, ненавязчиво напоминая о христовых заповедях.




С первых лет существования обители, как мотыльки на свет, слетались к монастырю не только хлебопашцы, но и рудознатцы, ремесленники и прочие народные умельцы, их трудом крепла слава Далмата. Широкий размах в начинаниях во многом зависел от предпринимательской жилки Далмата и его сына Исаака. Не столько корысть двигала Мокринскими, сколько трезвый расчёт, чувство перспективы. Примером предпринимательской крутизны служит построенный в 1682 году на реке Каменке (Железенке) монастырский железоделательный заводик — домница, который восемнадцать лет исправно снабжал сельскую округу серпами, топорами, подковами и вилами. Как известно, основной целью «новой экономической политики», введённой большевиками в 1921 году, была связь между городом и деревней, смычка промышленности с сельским хозяйством через торговлю. Нечто подобное находим в истории Успенской обители: ещё в начале восемнадцатого века монастырь снабжал работных людей Акинфия Демидова плодами полеводства, а заводчане отправляли в обитель продукты своего труда. Вседневная служба — церковная и келейная молитва составляли суть монашеского существования, плотный богослужебный «график» не оставлял времени для «общественно-полезного труда», монах-молитвенник успевал только принять «скромный» дневной рацион: бутылку кагора, штоф пенного вина, кувшин мёда, пива, квасу и закусить всё это жареной курятиной или зайчатиной.

какие бутылки кагора? чье производство, акцизы уплачены? вот о чем должен думать автор если полез в экономические отношения, металлургию и монашество. Зайчатину ели да курятину. Ничего что пост составляет более 200 с лишним дней году?

Монастырские «крестьянишки» — кормильцы чёрноклобучной братии не катались как сыр в масле: платили обители оброк, долгое время — натуральный, позже — деньгами, несли барщину во всё возрастающем объёме, но по налогообложению, как и по количеству пахотной земли «на душу», были в выигрыше перед государственными крестьянами. На год раньше появления Успенского монастыря возникла Ирбитская ярмарка, ставшая одним из крупнейших центров торговли в России. Немаловажное значение в экономическом развитии сибирской стороны, формирования из богатых и «достаточных» крестьян сельской буржуазии, имела торговая деятельность Далматова монастыря. Ежегодные декабрьские ярмарки привлекали на монастырское подворье со всего Зауралья вереницы обозов с мясом, рыбой, маслом, кожей, мукой. Вёл монастырь и просветительскую деятельность в русле ознакомления неграмотного населения с основами православия.



Появление казённого завода установило маловыгодную для сельского населения взаимосвязь. Завод строился на дармовщинку — рабским трудом заключённых и для крестьянства бесплатной обязаловкой — отработкой.

на сегодняшний день налоги составляют более 60 %, на тот период около 25%, так  у кого была бесплатная отработка?

Иван Качалов внёс в переписные книги жителей Каменской слободы с близлежащими селениями. Деревни, оказавшись в заводской даче, потеряли часть пахотной земли, занялись не своим делом: добычей руды, углежжением, строительными работами, перевозкой сырья и заводской продукции. Пушка землеробу без надобности, и военное литьё патриотизма не добавляло. Просто надо было кормить семью.



Для сельской глубинки Каменский завод выглядел, как для папуаса Нью-Йорк: громадный пруд, гул воды, падающей с плотины, дым заводских строений с их литейным таинством, церковь, мельница, хлебные лавки, господские дома и избы мастеровых. На конях восседали драгуны, поставленные для сбора налога с купцов, едущих с Ирбитской ярмарки в Башкирию.

Откуда сведения про " восседавших на конях драгунах"? сказки?



Обглоданная, эта кость никому не была нужна.




это не труд историка,так сказка основанная на паре статей из интернета, да желание хоть что-то написать. Псевдоистория написанная от скуки и от нежелания изучить хоть один документ в архиве.

Записан
Marker
Ветеран
*****

Карма: +367/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4859


Senatvs Popvlvs Qve Romanvs


« Ответ #28 : 31 Августа 2013, 13:11:20 »

"Для сельской глубинки Каменский завод выглядел, как для папуаса Нью-Йорк: громадный пруд, гул воды, падающей с плотины,..."

Водяные мельницы были в каждой деревне. Так же как и запруды. Ничего особо потрясающего для крестьян тут не было. Исетские пруды и поболе Каменских были.

"Кроме посещения кабака, находчивый народ гнал своедельную водку,..."

"Государственная водочная монополия? Не, не слышал..."
« Последнее редактирование: 31 Августа 2013, 14:55:51 от Marker » Записан

Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течении вечности и все, что еще будет в течении беспредельного времени. Ибо все сущее однородно и единообразно.
Марк Аврелий. Наедине с собой. Книга 6-37.
Aponogeton
Постоялец
***

Карма: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 319



« Ответ #29 : 31 Августа 2013, 13:35:08 »

Откуда сведения про " восседавших на конях драгунах"? сказки?
это не труд историка,так сказка основанная на паре статей из интернета, да желание хоть что-то написать. Псевдоистория написанная от скуки и от нежелания изучить хоть один документ в архиве.


Нет оснований не доверять Бушуеву В.В.

~1710 г., Каменский завод.

 
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 16   Вверх
Печать
Перейти в:  

Новости
Каменска-Уральского

Все новости
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!