Кирилл ФОРМАНЧУК: «Беда России — не дороги. А безнаказанность дорожных инспекторов»Его знают в лицо почти все екатеринбургские инспекторы ГИБДД. Знают и предпочитают не останавливать. Его номер телефона автомобилисты узнают, попав в неприятные дорожные ситуации. Или просто переписывают в телефонную книгу. На всякий случай. На личной страничке, размещённой на одном из социальных сайтов, оставлены комментарии: «Спасибо за всё, что ты делаешь!» «Не сдавайся, про тебя вся страна говорит!» «Ты — кросавчег»… Точнее — Медвед. Именно под таким интернетовским псевдонимом известен Кирилл ФОРМАНЧУК — правозащитник, неутомимый борец с беззаконием на дорогах, скандальный разоблачитель «оборотней в погонах».
О Кирилле заговорили после того, как он был задержан и избит в ИВС УВД ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА Екатеринбурга (подробности читайте в «Нашей справке»). Пока в реанимации его жизнь спасали медики, на площади и улицы разных городов страны выходили люди и требовали у правоохранительных органов найти и наказать преступников. Об этом и многом другом Кирилл Форманчук рассказал «Вечёрке».
Превед, Медвед!
— Предлагаю напомнить читателям историю наречения вас псевдонимом «Медвед» — известным в Интернет-сообществе жаргонизмом…
— Однажды я купил автомобиль, который оказался некачественным. Собрался его вернуть в автосалон. Но, как часто бывает, принимать обратно машину не торопились. Пришлось обращаться в суд. Процесс оказался долгим: машину сняли с учёта, и на место для номеров, которое было ничем не занято, я приделал табличку с надписью «МЕДВЕД. 01. RUS». Персонаж в то время был очень актуальным (Кирилл говорит об иллюстрации американца Джона ЛУРИ, которая появилась в сети Интернет в феврале 2006 года. На картинке изображён медведь, заставший мужчину и женщину в интимной ситуации на природе. Животное задирает лапы вверх и шутливо приветствует людей: «Превед!» — прим. авт.). С тех пор и прилипло.
— С тех пор вас, наверное, и инспекторы дорожно-постовой службы узнают?
— Да, узнают. Но не только поэтому. На многих ДПСников я когда-либо писал жалобы, а потом их привлекали к разного рода ответственности, начиная с административного штрафа и заканчивая дисциплинарным взысканием.
— Вас часто останавливают?
— Редко. Но если останавливают, то до разбирательств дело почти никогда не доходит. Чаще заканчивается разговорами типа: «А, это вы… Как здоровье? Как дела? Всё. До свидания». По крайней мере, за последний год не встречал ни одного инспектора, который бы меня не знал. Причём не только на дорогах Свердловской области, но и соседней, Тюменской, куда я часто езжу по работе.
— Сейчас возможность пообщаться с вами в принципе есть у жителя любого города — благодаря вашим страничкам на интернет-порталах. Там же можно познакомиться с судебными делами, которые вы ведёте. Посмотреть видео и фотографии, где вами зафиксированы нарушения «дорожных законов» инспекторами…
— Можно посмотреть сюжеты и фото, зафиксированные не только мной, но и посетителями страничек. Видимо, разбираться самостоятельно они не рискуют, оставляя эту возможность мне. Я же стараюсь комментировать присланные «истории» или, если необходимо, подсказать, как действовать в данной ситуации. Кроме того, здесь частично представлена моя деятельность в качестве ревизора Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»: мои заявления в суд, ответы судей, копии документов и так далее. Ну и сам тоже пополняю «библиотеку».
План и его добровольные жертвы
— Чем занимается движение? Что входит в обязанности ревизора отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»?
— Комитет был создан в помощь водителям. Наши правозащитники специализируются в области дорожного движения и обжалования различных незаконных действий инспекторов. Ведь зачастую автомобилист, столкнувшийся с беспределом сотрудников ГИБДД, не знает, куда обратиться. Самостоятельно доказать, что он, допустим, не был пьян, в то время как показания инспекторов и заключения медэкспертов говорят о противоположном, очень сложно. К сожалению, часто автомобилисты звонят тогда, когда уже сложно что-то исправить: документы и заключения оформлены, виновные определены. Ведь на процесс они идут, уверенные в победе (они же знают, что правы), а там наталкиваются на равнодушие судей, которые даже не собираются вдаваться в детали, и видят десятки людей, так же, как и они, разочарованных в правосудии. Кстати, мы бесплатно консультируем и оказываем помощь в оформлении заявлений. Наш телефон — 8 (343)-268-56-78.
— С какими случаями чаще всего вы сталкиваетесь в практике?
— С массовым «разводом». Чаще всего «приписывают» превышение скорости и выезд на встречную полосу. Превышение скорости — нарушение, пожалуй, самое спорное, потому что точность показаний гаишного радара проверить сложно. К тому же существует огромное количество дополнительных параметров, таких как дальность прибора, направление, которое задаёт инспектор, время замера скорости и прочее. Об этом знает редкий водитель.
— Простите за глупый вопрос, зачем инспектору «разводить» автомобилиста? Реальных нарушителей на дорогах наверняка хватает…
— Понимаете, ему нужно выполнить план! Пока деятельность ГИБДД в нашей стране будет оцениваться по количеству выявленных правонарушений, не искоренить и подтасовку доказательств. Что делать инспектору, если начальство говорит ему (образно): «Разбейся, но 20 штрафов в день сделай»? Он и делает. Как может…
— Получается они, как и автомобилисты — жертвы системы?
— Жертвы. Но они сами выбрали эту систему и добровольно «играют» по её правилам… По той же схеме работают медэксперты и судьи — у них свой план. К примеру, за каждый отменённый районным судьёй протокол начальник отдела ГИБДД, отчитываясь за своего сотрудника, пишет жалобу в областной суд: мол, посмотрите, какие судьи плохие — мы выявляем нарушителей, а они отпускают. Поэтому судьи часто признаются: вы поймите, мне каждые несколько лет нужно проходить переназначение на должность судьи, семью кормить и т. д. и т. п., а если жалобы накопятся — меня снимут…
— Просто порочный круг какой-то … При такой системе наверняка сложно выигрывать процессы?
— Сложно! Не всегда получается выиграть дело по существу. Поэтому приходится «привязываться» к документальным погрешностям: неверному оформлению протоколов, неточностям, ошибкам и прочему.
— Может быть, у вас есть готовое руководство — «Как вести себя автомобилисту, если остановили сотрудники ГИБДД»?
— Рекомендую сидеть в машине и никуда не выходить. По закону автомобилисты не обязаны этого делать. Опустите окошко и разговаривайте из машины. Если попросят выйти, для того чтобы составить документы, предоставьте необходимые бумаги и попросите принести вам уже готовые протоколы. (Есть лишь несколько случаев, прописанных в законе, когда водитель обязан выйти из машины. Их нужно знать.) Смело включайте диктофон и записывайте весь разговор. Задавайте как можно больше вопросов по делу.
Погоны — это лишнее
— Вы часто публично выражаете недовольство действиями сотрудников ГИБДД. Что именно вас не устраивает?
— Во многих европейских странах дорожные службы следят за знаками, за разметками, за соблюдением автомобилистами правил. В нашей стране инспекторам ДПС дали привилегии, которые оправдывают многие неправомерные поступки с их стороны. Я не понимаю, например, для чего гаишникам нужны погоны и оружие… Ни разу не сталкивался с ситуацией, когда убеждался бы, что они — действительно необходимость. Ну, допустим, оружие может пригодиться в случае задержания особо опасных преступников. Но многочисленные примеры, показывают, что сотрудники ГИБДД не всегда используют пистолеты по назначению. Знаю лишь одно — когда тебя останавливает человек с оружием и осознанием собственной правоты и превосходства, понимаешь: он может сделать всё, что угодно…
Кроме того, не всем приятно, когда машины ГИБДД прячутся по кустам. Зачем скрываться? Ведь ГИБДД — открытая служба, не тайная. Значит — стойте на дороге. К тому же нередко борцы с беспорядком на дорогах сами создают помехи в дорожном движении. Например, когда начинают объезжать пробки, включая мигалки. Видно же, что никуда не торопятся, а просто не хотят вместе со всеми стоять и ждать.
— К этим претензиям, я думаю, присоединятся многие автомобилисты. Но вот не каждый отважится озвучить их вслух, и более того — попытаться хоть что-то с этим сделать. А самых отчаянных может напугать яркий пример того, как вам пришлось заплатить за собственную смелость… В последних новостях СМИ сообщалось, что вы подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Как продвигается дело?
— Всё хорошо. Европейский суд, конечно, беспристрастен и всемогущ, но ответа придётся ждать долго. Сейчас, например, там рассматривают жалобы за 2005 год. К слову, в этом году в Европейском суде сделали специальный отдел по работе с обращениями из России. Жалобы наших соотечественников поступают туда в огромном количестве.
Кроме того, я направил кассационную жалобу в Свердловский областной суд. Надеюсь, что в ближайшее время её рассмотрят. Уверен, что поводов для пересмотра приговора (Кирилла обязали выплатить административный штраф в размере 50 тысяч рублей — прим. авт.) найдётся предостаточно. Кроме ошибок по существу есть прямые нарушения закона. К примеру, мобильный телефон, на видеокамеру которого я зафиксировал конфликт с военным комиссаром Чкаловского военкомата Александром ЗАВОЛОКОЙ (именно после этого конфликта Кирилл оказался в ИВС — прим. авт.), районный суд постановил уничтожить. От вещественного доказательства избавились, как потом выяснилось, за несколько дней до того, как областной суд истребовал дело из районного суда для пересмотра. Почему решили, что записи, казалось бы, главные вещдоки в конфликте, не нужны? Странно и непонятно!
— Какой приговор вынесли в отношении людей, избивавших вас в камере?
— Им дали два (или три) года условно.
—
?!!!!
— Да! У них, понимаете, характеристики положительные: не привлекались, не участвовали, замечены не были… Вот такие прекрасные и замечательные люди. Впрочем, с самого начала сотрудники прокуратуры Свердловской области вообще отказывалась возбудить дело, поскольку не могли установить, кто в тот вечер находился со мной в камере. Учёт задержанных в РУВД, оказывается, не ведётся (или не вёлся только в тот вечер?). Когда же подозреваемые в избиении чудесным образом нашлись, начались другие проблемы: сначала говорили, что эти двое появились в камере в качестве задержанных по подозрению в грабеже, потом — что они пьяные шатались по улицам города. Вот такая запутанная история: в полной народу камере два человека до полусмерти избивают третьего. Никто не вмешивается. Оперативники ничего не слышат. Впоследствии бандитам дают хорошие характеристики, а пострадавшего наказывают административным штрафом…
Не бойтесь и не молчите
— Но у вас наверняка есть собственная трактовка этой странной истории?
— Моё мнение — это месть за мои многочисленные обвинительные речи и действия против произвола и беззакония в органах. По крайней мере, начальник УГИБДД ГУВД Свердловской области Юрий ДЁМИН неоднократно начинал свои пресс-конференции с того, что мы, молодцы, боремся с преступностью, а вот Форманчук и СЕЛЯНИН (вице-председатель межрегионального комитета по защите прав автомобилистов — прим. авт.) настраивают людей враждебно по отношении к сотрудникам ГИБДД.
Представители власти ведут себя так, словно они не за людей, а за себя. Люди — одна планета, они — другая. Пока люди ведут себя смирно, молчат и соглашаются, всё хорошо, но как только появляются недовольные — пощады не ждите! Я не говорю про всю власть. Напротив, я поддерживаю курс, который выбрали руководители страны. Он правильный. Мне не нравятся действия и методы определённых представителей силовых структур.
— Но вы готовы с этим бороться?
— Вопрос не в борьбе, а в том, как изменить эту систему, чтобы она работала для людей.
— Не боитесь того, что в определённый момент наступит усталость? Руки опустятся?
— Пока люди будут обращаться за помощью, желание помогать не пропадёт. Ведь желание что-то делать возникает, когда видишь результаты. Тем более когда звонят и просят помощи, разве можно отказаться? Я ведь и сам не раз оказывался в сложных ситуациях, из которых меня выручали.
— Вспомнить хотя бы, как поддерживали вас совершенно незнакомые люди, пока вы лежали в реанимации…
— Да, я им безгранично благодарен! Они же понимают, что всё случившееся со мной может произойти с каждым. Да и происходит со многими, просто не все случаи получают огласку.
А ещё я был очень удивлён. Удивлён тому, что в то время, пока я лежал в реанимации, в разных городах (Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве), люди выходили на улицы, чтобы поддержать меня. При этом, что примечательно, митинги проходили не под политическими лозунгами, а с требованием «Накажите виновных!»
Наш Комитет довольно часто организует митинги, поэтому я знаю, насколько сложно собрать людей. Они стали очень аморфными. Этот пример был показательным. Я лишь могу добавить — не бойтесь, будьте понастойчивее, отстаивайте свои права.
Ольга ЗЫРЯНОВА.
ziranova@urn.ruФото Дмитрия ОВСЯННИКОВА.
«Увы, люди стали аморфными. Потому я был безмерно удивлён, когда узнал, что они вышли не с лозунгами «Дайте зарплату!», а с требованием «Накажите виновных!»
ИЗ ДОСЬЕ
Конфликт Кирилла Форманчука с ГИБДД начался в конце осени 2006 года. В центре Екатеринбурга гаишники остановили Кирилла, возмутившись табличкой на его автомобиле с надписью «Медвед 01 RUS». Спор с представителями ГИБДД закончился в камере РУВД. После этого Медвед активно начал бороться за права автомобилистов, написал десятки жалоб на действия сотрудников органов во все инстанции, добрался и до главного гаишника Свердловской области — начальника УГИБДД ГУВД Свердловской области Юрия ДЁМИНА. Под прицел правозащитной деятельности Форманчука попала служебная Audi А8 Дёмина, тонированная не по правилам. Медвед добился проверки по факту этого нарушения. По данным «Газеты.Ru», тонировку с автомобиля Дёмина в итоге сняли, но чаша терпения правоохранителей была переполнена. Гаишники, судя по всему, решили бороться с Форманчуком всеми доступными средствами. Один из них — призыв молодого человека (1983 г. р.) в армию. Попытка закончилась потасовкой в кабинете военного комиссариата Александра ЗАВОЛОКИ, арестом Форманчука и избиением его в ИВС Чкаловского РУВД. 13 октября 2007 года Кирилл оказался в реанимации в критическом состоянии…
По информации электронных СМИ.