Заправки должны изменить цены на топливо
Во всем мире нефть дешевеет: за последние три месяца цена за баррель снизилась от 100 до 70 долларов. В Америке цены на топливо уже снизились в два раза. Только в России, одной из самых богатых нефтью держав, цены на топливо достигают таких размеров, что десятками банкротятся авиакомпании, а автомобилисты ходят на забастовки как на работу. Чиновники уже пообещали, что в ближайшие две недели цены на топливо снизятся на 20-25%. Однако эксперты топливного рынка уверены, что дело ограничится традиционной зимней “заморозкой”. За последнюю неделю топливо в России подешевело всего на 0,5-1%.
На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) направила в адрес семи российских нефтяных компаний – ОАО “ЛУКОЙЛ”, ОАО “Газпром нефть”, ОАО “НК “Роснефть”, ОАО “ТНК-BP Холдинг”, ОАО “Сургутнефтегаз”, ОАО “Татнефть” и ОАО “НК “Альянс” – предостережения о необходимости снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. По мнению ФАС, именно этими компаниями реализуется более 70% от всего объема нефтепродуктов, производимых в РФ, что позволяет им в существенной степени влиять на условия обращения товара на оптовых рынках.
Как отмечает ФАС, рост оптовых цен на нефтепродукты привел к существенному росту цен на нефтепродукты для конечных потребителей. Так, с января по июль 2008 г. оптовые цены на авиатопливо выросли на 39,9%, на дизельное топливо – на 52%, а на бензины А-76, Аи-92, Аи-95 и Аи-98 – на 30%, 29,6%, 25,9% и 19,2% соответственно. На розничном рынке рост оптовых цен отразился следующим образом: только с апреля по июнь 2008 г. цены на авиатопливо при заправке “в крыло” в аэропортах РФ выросли на 30%, а рост розничных цен на АЗС на дизельное топливо за тот же период составил 37,9%, на автобензины А-76 – 24,2%, Аи-92 – 21,7%, Аи-95 – 17,2%, Аи-98 – 14,5%.
Между тем, говорит ФАС, реальных причин для продолжающегося роста цен на оптовых рынках нет. “На российском оптовом рынке реализации нефтепродуктов отсутствуют экономические, технологические и иные основания, препятствующие вертикально интегрированным нефтяным компаниям снижать оптовые цены по всей номенклатуре нефтепродуктов, что в свою очередь должно привести к снижению розничных цен”, – сказано в официальном тексте письма. После отправки сего сообщения нефтяным компаниям ФАС решила подождать 10-15 дней, после чего, в случае если реакции компаний не последует, грядет “массовое возбуждение дел”. Компаниям грозят оборотные штрафы в размере до 15% от годового оборота за 2007 год.
Отметим, что в результате изменения конъюнктуры внешнего рынка во всем мире как оптовые, так и розничные цены на нефтепродукты снижаются. На российском рынке за последнюю неделю также обозначилось некоторое снижение. “Однако данное изменение розничных цен никак не соответствует масштабам снижения цен на сырье на мировых биржах”, – комментируют эксперты из мониторинговой компании Retail Audit. В среднем удешевление по России за последнюю неделю составило всего 0,5-1%.
Например, на полпроцента подешевело горючее в Москве и Санкт-Петербурге. Максимальная цена на 95 бензин не превышает 25 рублей 80 копеек в Москве, а в Санкт-Петербурге этот же вид топлива стоит не дороже 26 рублей 80 копеек. В Казани розничная цена на дизельное топливо снизилась на 2%: минимальная стоимость литра “дизеля” составляет 23 рубля, максимальная – 24 рубля 50 копеек. В Ростове-на-Дону буквально на копейки снизился показатель средней стоимости: 92 бензин продается в среднем по цене 23 рубля 46 копеек за литр. В Екатеринбурге и Новосибирске удешевление составило не более полпроцента. В Новосибирске автолюбители могут заправиться 92 бензином по цене 21 рубль 20 копеек за литр. “Это самый низкий показатель среди восьми городов РФ, где наша компания проводит мониторинг цен на бензин, – говорят в Retail Audit. – Стоит отметить, что в США средняя стоимость 92 бензина равняется 19 рублям за литр, а минимальная цена в некоторых штатах опустилась до 16 рублей”.
Эксперты топливного рынка уверены, что олигархи не испугаются очередной угрозы ФАС и, несмотря на то, что на мировом рынке цены, скорее всего, продолжат падать, максимум, на что они пойдут, – это на традиционную сезонную “заморозку”.
“Снижение мировых цен на нефть на российский топливный рынок влияет весьма опосредованно, – комментирует ситуацию руководитель Департамента стратегического маркетинга ОАО “Росгосстрах”Алексей Зубец. – За экономическим спадом в ЕС и США, очевидно, последует стагнация в Азии. А нефтяники заметно ограничить добычу нефти не могут – это технологически сложный процесс, которым управлять довольно сложно.
Сеть добывающих скважин не есть изолированная система; она неразрывно связана с другой системой скважин, призванных интенсифицировать притоки, что делается чаще всего методом нагнетания воды, которая как бы “выдавливает” нефть. В некоторых случаях используется попутный газ, который закачивают в скважины, а он рвется обратно и тащит с собой нефть. Еще есть скважины, в которых просто стоят насосы, и совсем редко – фонтанные, которые изливаются сами. Если представить километры собственно добывающих и нагнетательных скважин, соединенных с десятками километров подводящих труб и отводящими, которые измеряются уже сотнями и тысячами километров, то станет понятно, что изменить что-либо в этой махине не так просто. Если просто закрутить кран, то в одних трубах подскочит давление и они могут рвануть, а в других оно упадет и, к примеру, наша тяжелая нефть просто застынет, образовав пробку в трубах, которые потом довольно сложно вернуть к жизни. Кроме того, все, что течет по этим трубам, и горючее, и ядовитое, и пр. Комплекс мероприятий по изменению добычи только в перечне имеет объем книги, поэтому компании планируют такие изменения минимум за полгода, а то и более вперед. Так что в ближайшие месяцы нефть на мировых рынках, скорее всего, будет дешеветь, вполне вероятно достижение цены в 50-60 долл. за баррель”.
autonews.ru