Каменск-Уральский интернет портал
СРЕДА 24 апреля 2024 г.

Сто лет назад была построена железная дорога Синарская-Багаряк. Одна из самых загадочных в истории Каменска-Уральского
Новости в Каменске-Уральском - Общество
Автор: Антон Лысков, краевед   
15 Ноября 2017 2686
20
1

doroga151117Стальные магистрали расходятся от Каменска-Уральского по четырём направлениям. История и даты строительства путей на Богданович, Шадринск и Екатеринбург хорошо известны, а дорога на юг оставалась загадкой. На помощь пришли архивные документы…

Для обороны государства

Начавшаяся в 1914 году Великая война стала тяжёлым испытанием для Российской империи. Вот и первенцу уральской металлургии – Каменскому казенному чугунолитейному заводу – пришлось, тряхнув стариной, начать выпуск артиллерийских снарядов. Но главное богатство было рядом с заводом: на юг, до рек Багаряк и Синары протянулась полоса железных рудников, казенных и частных. Их руду ждали все уральские заводы. Вывозить её лошадьми было трудно, а в распутицу и просто невозможно.

Поэтому было решено за счёт казны проложить к дальним рудникам железнодорожную ветвь широкой колеи, получившую название «Синарская – Нижняя деревня». Заботы о её сооружении легли на службу пути казённой Омской железной дороги, в состав которой в то время входила станция Синарская. В 1915 году были проведены изыскания на трассе будущей дороги, подготовлены проект и смета её первого участка – до реки Багаряк, длиной 32 версты.

32 версты

Если нанести дорогу на современную карту города, то она проходила так. Станция Синарская располагалась около перекрестка улиц Карла Маркса и 1-я Синарская (сейчас на её месте – остановочный пункт 292-й километр). От неё дорога шла на юго-восток, пересекала проспект Победы, шла вдоль улиц Тевосяна и Кадочникова, потом – по левому берегу Исети, проходила над рекой рядом с пешеходным мостом в районе улицы Набережная, извивалась вдоль улицы Октябрьская до базы Продснаба и уходила на юг. На 12-й версте был предусмотрен разъезд Байново (ныне на его месте – станция УАЗ). Конечная станция Багаряк располагалась на 31-й версте, недалеко от слияния рек Багаряк и Синары (сейчас это поселок Синарский). Далее путь продолжался к реке Багаряк, но её не пересекал: на левом берегу размещались площадки для погрузки руды. Для подъезда к рудникам, находящимся на правом берегу, строилась гужевая грунтовая дорога длиной 5 верст с 64-метровым мостом.

Трасса железнодорожной ветви имела сложный рельеф, пересекала несколько рек и ручьев и требовала постройки 17 мостов и 4 водопропускных трубы. Самым тяжёлым был переход через Исеть мостом длиной 107 метров. В дальнейшем река не раз показала здесь свой нрав, повреждая мост весенним ледоходом. Вторым по величине был 26-метровый мост через реку Исток. Ветвь строилась по облегчённым техническим условиям, допускавшим крутые уклоны и повороты, в мостах и трубах применялся не камень, а дерево. Это снижало скорость и вес поездов, но удешевляло и ускоряло строительство.

Для пересечения железной дороги с грунтовыми потребовалось оборудовать 12 переездов. Вдоль дороги прокладывались телеграфная и телефонная линии, временная грунтовая дорога, строились сторожевые дома и казармы. На станции IV класса Багаряк сооружались пассажирские и товарные платформы, 4 жилых и служебных дома, пакгаузы, водоподъёмное и водоёмное здания с линией водопровода. Все строения были деревянными.

«Требуются коновозчики и военнопленные»

Для руководства стройкой из Москвы в Каменский Завод был приглашён инженер Фаддей Николаевич Енткевич. Он занял должность производителя работ по постройке ветви Синарская – Нижняя деревня. Счетоводом стал К. Лодзин, для жандармского надзора был назначен унтер-офицер Фома Забелин. Начался набор рабочих, причём они освобождались от призыва в войска по мобилизации. Благоприятный для строительства сезон упускать было нельзя, и работы были начаты 18 апреля 1916 года.

В это время проект дороги проходил путь по многочисленным инстанциям. Только 15 июля 1916 года было получено высочайшее соизволение государя императора Николая II на строительство ветви. Стоимость её составила 1 135 600 рублей. Средства были выделены чрезвычайным кредитом государственного казначейства.

Новая железная дорога была интересна не только горнопромышленникам. Уже в июле 1916 года Фёдор Филиппович Соснин подал прошение о постройке подъездного пути от строящейся ветви до своей мельницы у деревни Байновой на левом берегу реки Исеть (сейчас рядом с этим местом расположился профилакторий «Лучезарный»). Больше года чиновники Каменского завода, Екатеринбурга, Перми и Санкт-Петербурга рассматривали вопрос, но прийти к соглашению с владельцем мельницы о сроках и стоимости аренды земли под железнодорожный путь не смогли.

Окончание ветви было запланировано на ноябрь 1916 года при условии, что строительству будет выделено необходимое количество военнопленных. Этого не произошло, и работы продолжились в 1917 году.

Действительно, в сооружении дороги принимали участие пленные австро-венгерской и турецкой армий. На 23 сентября 1917 года их было 81 человек, все – нижние чины, трудоспособные, моложе 50 лет, из них 17 специалистов и 64 чернорабочих. Национальный состав был пестрым: 8 немцев, 3 мадьяра, 1 босняк, 1 турок, 1 болгарин, 16 русинов, 10 поляков, 5 чехов, 6 словаков, 3 хорвата, 4 румына, 21 итальянец, 1 серб, 1 украинец.

Об окончании работ Ф. Н. Енткевич сообщает в письме Камышловскому уездному воинскому начальнику полковнику Николаю Викторовичу Шевякову 7 ноября 1917 года. Других документов или свидетельств о готовности ветви нет. Праздников, посвящённых завершению работ, и торжественных открытий не проводилось. Поэтому остаётся непонятным, были ли работы завершены в полном объёме и ветвь сдана в эксплуатацию, или стройка была остановлена из-за политической обстановки в стране. Поиски продолжаются…

Славная судьба

Революция и гражданская война помешали завершить проект в полном объёме. Второй участок, от реки Багаряк до деревни Нижней, так и не был построен. Название «Синарская – Нижняя» осталось на бумаге, а на местности появилась железная дорога «Синарская – Багаряк».

Построенную дорогу ждала славная и интересная судьба. Свою задачу по перевозке руды она выполнила уже при советской власти. В годы индустриализации и Великой Отечественной войны она стала подъездным путём для строек и заводов. Дорога несколько раз перестраивалась, восстанавливалась и меняла направление.

Она проходила прямо по территории будущего города, поэтому во многом определила его застройку.
Увидеть железную дорогу Синарская – Багаряк можно и в наши дни. Сохранились остатки от насыпей, выемок, мостов. Станция Багаряк остаётся в справочнике Российских железных дорог, но поезда на неё уже давно не заходят – часть путей разобрана, типовой деревянный вокзал стал жилым домом.

Строитель

Современное поколение забыло имя строителя третьей каменской железной дороги. Отдадим же ему дань уважения и памяти. Фаддей Николаевич Енткевич (настоящее имя – Тадеуш) родился в 1861 году в Варшаве, в польской дворянской католической семье. С женой Яниной у них было четверо детей: Генрих, Галина, Мария, Веслав.
Фаддей Енткевич был инженером путей сообщения, членом Императорского Русского технического общества и занимал должности на Петербургско-Варшавской и Рязанско-Уральской железных дорогах. В 1896 году семья Енткевичей жила в Витебской губернии, позднее – в Саратовской, а с 1901 года обосновалась в Москве.

В 1916-м Фаддей Николаевич получил место руководителя строительства железнодорожной ветви Синарская – Нижняя и переехал в Каменский Завод. Остальные члены семьи, продолжая жить в Москве, ездили к нему ежегодно во время летних каникул. В 1917 году, находясь в гостях у отца, младший сын Веслав утонул и был похоронен на местном кладбище.

Гражданская война разделила семью. Женщины остались в Москве, продали мебель, чтобы достать денег на еду. Галина Фаддеевна оставила учёбу и пошла работать. Мужчины оказались в Омске. Фаддей Николаевич работы не имел, Генрих Фаддеевич вступил в организованный из пленных поляков корпус. В 1920-м оба были арестованы Омской губернской ЧК за службу у Колчака и приговорены к заключению в концлагерь, но были амнистированы. Вся семья смогла соединиться в Москве в декабре 1920 года, но ненадолго. 20 декабря 1920-го Фаддей Енткевич умер от тифа.

В ноябре 1921 года Енткевичи смогли вернуться на свою историческую родину, в Польшу. Кроме дочери Галины Фаддеевны, которая под именем сестры Розы Сердца Марии стала католической монахиней и приняла обет жертвы за Россию, оставшись в Москве. Она два раза была арестована, отбыла 5 лет заключения и 3 года ссылки, жила и работала в разных местах и умерла в 1944 году в Семипалатинской области. Католики считают её новомученицей, и в 2003 году начали процесс её причисления к лику блаженных.

P. S. Читайте так же о железной дороге Синарская — Багаряк на форуме «Виртуального Каменска».

Фото: из архива Антона Лыскова

 

Комментирование закрыто

  • «Автомобилист» завершает сезон, уступая «Металлургу» в седьмом матче полуфинала
    «Автомобилист» из Екатеринбурга и «Металлург» из Магнитогорска провели напряженный седьмой матч полуфинальной серии Кубка Гагарина 15 апреля в Магнитогорске. Серия была равной до последнего матча, каждая команда имела по три победы. Игра завершилась минимальным преимуществом для «Металлурга» со счетом 3:2, что позволило магнитогорскому клубу выйти в финал турнира. Интересно, что эксперты не могли однозначно выделить фаворита в этом полуфинале, однако «Металлург» победил вполне заслуженно. Свежие прогнозы на КХЛ — на портале Бетонмобайл. Кстати, чтобы получить максимальную выгоду от ставок, посетите Бетонмобайл. Там вы найдете свежие фрибеты и бонусы букмекеров и информацию по актуальным промокодам. Например, бетторы активно используют промокод Балтбет — получить его легко по ссылке: https://betonmobile.ru/baltbet-promocode.
наверх