Каменск-Уральский интернет портал
ЧЕТВЕРГ 24 мая 2018 г.

Константин Григорьев: каменский кузнец приоткрыл дверь в мир своего ремесла
Персоны
Автор: Ольга Синицына   
30 Января 2018 1289
23
0

Профессия кузнеца является одной из самых древнейших и уважаемых. В старину считалось, что он обладает какими-то магическими способностями, поскольку управляет огнём и металлом. А персонажи этой загадочной профессии встречаются во многих легендах и почти во всех пантеонах языческих богов. Уровень развития кузнечного мастерства в том или ином государстве в древние времена определял место страны на мировой арене, так как успех в народном хозяйстве и на поле боя в значительной мере зависел от качества и количества необходимых инструментов или оружия…

Wc Iy7W cR8

А об особенностях и секретах профессии нам удалось побеседовать с каменским кузнецом, мастером ручной ковки Константином Григорьевым.

- Константин, когда и с чего началось ваше увлечение кузнечным мастерством?

vibBlPUPgKo- Все началось с моего увлечения историей. Наверное, как и каждому, из тех, кто прикасается к удивительному миру прошлого, мне хотелось побывать участником тех событий, почувствовать себя героем и пропитаться духом ранних веков. Тогда и было принято решение создать клуб, посвященный этой тематике. С единомышленниками мы даже пытались мастерить доспехи, занимаясь исторической реконструкцией. Именно тогда возникло четкое понимание, что мне явно не хватает навыков кузнечного ремесла. Все, что мы сумели сделать на тот период своими руками, это только две кольчуги. На этом, конечно же, ничего не закончилось, но это тема для отдельного разговора.

А в кузницу я впервые пришел в 18 лет. На тот период это было довольно большое предприятие для нашего города, но все что там было от кузнечного дела, это только работа «болгаркой», которую я тогда освоил довольно неплохо. Спустя два месяца, почувствовав, что тут к кузнечному делу мне прикоснуться не дадут, я перешел на другое каменское предприятие. И, о чудо! На новом месте был настоящий угольный горн! Тогда на меня это произвело большое впечатление, но суть работы от этого не изменилась и через два месяца, я также покинул и это место работы, отправившись на поиски настоящего ремесла.

На третий раз мне повезло больше, и я попал в ученики к настоящему мастеру, создателю «Уральской кузнечной школы», академику ЮНЕСКО, Александру Андреевичу Лысякову. Вот с этого момента и началось мое погружение в настоящее ремесло и волшебство кузнечного дела.

И вот, в этом ремесле я уже 11 лет.

- Где проходили обучение? Хотелось бы узнать, какой путь вы прошли, чтобы стать тем, кем являетесь сейчас?

- Два года я ходил в подмастерьях в ООО «Кузнецы». После, работал уже на площадках нашего города, оттачивая мастерство и навыки. За возможность такой работы, хочу выразить огромную благодарность талантливому предпринимателю и хорошему человеку Владимиру Овчинникову.

Потом, более трех лет назад, я вновь собрался и уехал учеником в Уральскую ремесленную мануфактуру «АНИКА», что в Верхней Пышме. Пройти это обучение я решился, потому что стал понимать, что мне для дальнейшего развития не хватает умения делать инструменты. И все вышло более чем удачно. Прекрасный и дружный коллектив, состоящий из высококлассных мастеров: кузнецы, столяры, кожевенники и многие другие. Не оценить, сколько за эти годы было получено уникальных навыков и умений.

- Кого вы считаете своими главными наставниками в этом деле?

- Конечно же, Александра Андреевича Лысякова. Именно он вложил, вопреки всему, в меня понимание — «как должно быть и как быть не должно», и это я считаю самым главным, что необходимо получить каждому, кто желает стать мастером в любом деле. Также, своим наставником я считаю известного кузнеца Алексея Потоскуева. Это настоящий художник и человек высокого полета мысли. Он привил мне чувство прекрасного и объяснил, что такое пропорция и композиция.

Выделю и кузнеца УРМ «АНИКА» Виталия Лунёва. Вот уж у кого великое терпение и буйная фантазия настоящего инженера. Этот человек научил меня использовать в работе инструментальные стали и создавать любой инструмент практически из всего, что можно назвать металлом.

- В чем заключаются основные трудности профессии?

- Первая и самая главная трудность — техника безопасности. Всегда беречь глаза это золотое правило! И конечно избегать ожогов (что не всегда получается). А если серьезно, то самым сложным я бы назвал способность соответствовать широким требованиям к знаниям, порой совсем не относящимся к самому мастерству.

— Что бы вы посоветовали новичкам в этом виде ремесла? Как и с чего начинать свои первые шаги в кузнечном деле? Существует ли какая-то обучающая литература?

- В начале пути,самое главное понять, действительно ли вы готовы посвятить этому ремеслу вашу жизнь? Так как, даже на базовые навыки придется потратить не один год жизни. Новичку я бы посоветовал найти мастера и пойти у него учиться. Один год, проведенный рядом с человеком, который достиг в ремесле совершенства, порой вам заменят десятилетия самостоятельного пути!

А вот с литературой в кузнечном деле все гораздо сложнее. Книги, касающиеся непосредственно самого ремесла (по крайней мере, в русскоязычном секторе) зачастую не отражают реалии этой работы. Я бы сказал, эта литература, написана теми, кто никогда не касался самого кузнечного процесса и знает все лишь в теории. Начать с обучающих книг конечно можно, но особых результатов достигнуть не выйдет.

А вот что касается литературы об орнаментах, классических узорах, классическом искусстве, то это все очень полезно. Порой, даже просто «насмотреться» на произведения классического искусства, способно заменить несколько лет практики. Хотя, может показаться, что к самому кузнечному делу это не имеет отношения, но каждый кузнец обязан быть немного художником.

- Как, на ваш взгляд, сейчас развивается сфера кузнечного мастерства? Развивается ли она вообще? Возникают ли какие-то новые тенденции в этом направлении и какие?

7GEWkgICsUw- Кузнечное дело в нашей стране крайне неоднородно. Чтобы говорить о каких-либо тенденциях, для начала стоит определить, о каком именно сегменте кузнечного дела мы говорим. Говорить о сегменте, так называемой, «холодной ковки», смысла не имеет, поскольку, кроме названия, оно не имеет ничего общего с кузнечным делом. Сегмент «ручной художественной ковки» развивается в зависимости от каждого конкретного мастера и его предпочтений. Но в последнее время, заметно, как мастера все больше возвращаются к «старинным технологиям», все чаще мы начинаем встречать настоящие классические кузнечные соединения, вместо сварочных швов, используется вороненый, а не крашеный металл, а форма изделий все больше стремится к лаконичности, а не вычурности. Хотя есть и такие мастера, кто создает настоящее барокко! И все чаще это не «фантазии на тему», а настоящая полноценная ковка! Иными словами, если коротко, то я бы сказал, что мастерство растет повсеместно, и мы все ближе приближаемся к уровню старых мастеров. Сегмент изготовления инструмента сейчас переживает бурное развитие, открывается все больше мастерских, да и качество инструмента сейчас действительно очень высоко.

— Почему вы выбрали сферу именно ручной ковки? В чем её преимущества?

- Потому что это настоящая магия, происходящая под ударами молотка! Нет ничего прекраснее того момента, когда ты берешь нагретую заготовку и придаешь ей точными ударами задуманную форму. Я романтик, в этом смысле… Это не я выбрал ковку, а она меня!

Преимущества? Наверное, то, что я не связан по рукам и ногам техническим регламентом и в своей работе могу применять буквально все. Это поэзия в металле, не иначе!

— Расскажите об основных видах изделий, которые вы создаете. Что пользуется наибольшим спросом?

- Если вещи сделаны хорошо и с душой, они всегда пользуются спросом. Плохо продается только то, что сделано без любви и уважения к мастерству. Так что вопрос совсем не в том, что делать, а в том как. Так как я кузнец, который обладает навыками, как из художественной ковки, так и из изготовления инструментов, то можно сказать, я нахожусь между этими двумя пластами. Поэтому изготовить могу практически все что угодно, но избегаю работ требующих монтаж изделий.

l9pDjsg86fs O OwNVuUOkE

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший кузнец?

- Фантазия, смелость, идеальный вкус (в широком смысле этого слова)… и понимание сути вещей. А так же важно желание и умение учиться всю свою жизнь. Ковка это не законченный процесс, чем больше ты знаешь и умеешь во всех сферах жизни, тем богаче твоя душа, а соответственно и от того богатеет ремесло.

- Какие прикладные знания, на ваш взгляд, необходимы, чтобы стать хорошим кузнецом?

- Буквально все, что вы будете знать, от резьбы по камню до классической литературы, все отразится на вашем мастерстве. Главное не забывать, что ковка, это в первую очередь, не набор навыков, а свобода. Чем больше вы владеете приемами работы с металлом, тем свободнее в металле чувствует себя ваша фантазия. Главное не забывать, что приемы конечны, а фантазия безгранична! И в этом смысле, классическое искусство и литература будет важнее, чем прикладные навыки.

- Хочется хотя бы немного понять, как проходит процесс художественной ковки. Сначала зарождается идея, а дальше?

DOV93RwuIj8- А дальше начинается работа. Режется металл, нагревается, получает форму, если это инструмент то он слесарно обрабатывается, воронится, проходит термообработку. А после всего проходит финишную подготовку, перед тем, как быть названым готовым изделием. В первую очередь, все конечно же зависит от той идеи, которую мы воплощаем. К каждому изделию подход индивидуальный, общий технический процесс для кузнечного дела не свойственен.

— Для работы кузнецу необходимо большое число разнообразных инструментов и приспособлений. Назовите основные, которые вы используете.

- Первое, что должно быть у мастера – молоток! Наверное, сложно представить кузнеца без молотка, и у нас их обычно много. Все они различаются по размеру, форме и назначению. Одни, что потяжелее, позволяют «разгонять металл», другие нужны для рихтовки, третьи служат для выравнивания поверхности поковки.

И, наверное, сложно представить себе операцию, которую нельзя было бы сделать молотком. Пожалуй, только удержание заготовки, с этим хорошо справляются клещи (поскольку металл нагревается до больших температур, и удержать его руками было бы нереально). Кстати, клещи также создаются кузнецами под каждый отдельный профиль заготовки, порой они очень разнообразны.

Помимо всего этого, используют оправки, для придания различных форм. Словом, используем множество инструментов, которые и не встретятся вам в других ремеслах.

— Посещаете ли вы какие-то кузнечные фестивали, выставки, мастер-классы? Какие и где?

- Нет, никогда не ощущал такой потребности, чтобы выставиться где-то или посмотреть уже готовые работы. Сама магия творится в глубине кузницы! Поэтому, сходить в гости в кузницу к другому мастеру, в сто раз полезнее любого фестиваля или выставки.

- Существуют ли у вас какие-то свои собственные хитрости или секреты в работе?

- Конечно, но рассказать об этом в двух словах крайне сложно, это надо видеть. Например, лет восемь назад, всех удивлял «Дамаск», а теперь его не варит разве что ленивый. То, что было сокрыто в мастерстве, в «век информации» быстро становится достоянием всех. Так что секреты каждого мастера, касающиеся технических моментов, постепенно отходят на второй план, уступая место творческой составляющей, а она у каждого мастера уникальна и неповторима.

mEbXsZH5PmA

 

Главные новости Каменска-Уральского

Все новости Каменска-Уральского

Жизнь города

Все События

Новые комментарии

Жизнь города

Все События

Новые комментарии

наверх