Для авторизации на портале через аккаунт в социальных сервисах кликните на иконку сервиса, где вы зарегистрированы.
Для первой авторизации, возможно, потребуется дополнительное подтверждение ваших данных.
Если вы зарегистрированы в нескольких сервисах, можете авторизоваться через любой из них. Для каждого сервиса будет создана отдельная учетная запись.
Революционный Каменск. Контрреволюция в лице духовенства |
События - События | ||||||||||||||||||||||
Автор: Антон Ядренников | ||||||||||||||||||||||
13 Мая 2017 2884 | ||||||||||||||||||||||
10 3 В 1931 г. в г. Москве был взорван храм Христа Спасителя. Эта акция дала старт эпохе богоборчества в стране. Но предыстория трагедии уходит корнями во времена Революции и Гражданской войны, когда священничество начали устранять физически. Расправы над духовенством проходили и в нашем городе. В данном материале цикла «Революционный Каменск» мы попробуем разобраться в причинах, подтолкнувших большевиков сделать этот дерзкий шаг. Храмы Каменского ЗаводаК 1917 г. в Каменском Заводе действовало два храма и один монастырь. Покровская церковь, возведенная в 1883 г. на Сенной площади, являлась самым видным (в прямом смысле слова) сооружением поселка. Она примыкала к тогдашнему кладбищу, и строили ее нарочно для отпевания усопших, тем самым разгрузив от траурных треб Главным храмом Каменского Завода считался двухэтажный восьмипрестольный Женский Спасо-Преображенский монастырь был официально утвержден в 1892 г. Но история его уходит к 1821 г., когда крестьянкой Анной Ивановой была учреждена женская православная община. В 1860 г. ее дело переняла некая Авдотья Воронина. У насельниц появилась Богородице-Казанская церковь, началось возведение главного Преображенского храма. Согласно Богословской энциклопедии (1912 г.) в монастыре проживало 185 человек. Основным видом деятельности было швейное ремесло и помощь малоимущим. В частности, в 1915 г. на заседании Каменского комитета по призрению и помощи беженцам игуменья Магдалина заявила, что готова принять на полное попечение 20 человек, бежавших от ужасов войны. Кроме указанных выше храмов на территории нынешнего Каменского городского округа действовало еще 23 церкви. В некоторых деревнях, например в Кодинке, Часовой и Переборе, были возведены часовни. Можно ли было избежать репрессий?Необходимо сразу отметить, что с приходом к власти большевиков санкции для Церкви были бы введены в любом случае.
Еще до Октябрьского переворота В. И. Ленин и другие представители верхушки РСДРП (б) не скрывали своего к ней отношения. В частности, в 1913 г. Ленин писал М. Горькому «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой — есть невыразимейшая мерзость, это самая опасная мерзость, самая гнусная зараза». Сие значило, что любая религия является проявлением инакомыслия, и, следовательно, контрреволюционных настроений. И любой человек (именно носитель религиозной идеи) не разделяющей в полной мере идей коммунистических, мог попасть под Выстрел в спинуОсновная волна репрессий на каменских священников пришлась
Несмотря на идейную вражду, большевики не могли просто так арестовывать и уничтожать священников. Кровавый звонВосстания были довольно частым явлением первых месяцев Октябрьского переворота. Они проходили в Пирогово, Багаряке, Травянском и ряде других сел и деревень. Главным подстрекателем беспорядков считалось духовенство. Боец полка «Красные Орлы» и будущий маршал Ф. И. Голиков в своем дневнике отмечал: «А кулаков в селе много и времени они не теряют. Им помогают «слуги господни»: церковь всячески подогревала недовольство…». Среди красных родилось негласное правило: «Слышишь набат – на селе враг». Но случайно или нет, за набатный звон нередко принималась мирная игра. Так или иначе, кампанам уделялось особое внимание. Конечно же, волнений боялись и в Каменске. Поэтому большевики сами решились на первый шаг. А именно – устроили провокацию. В начале лета 1918 г. силами рабоче-заводской дружины было подавленно Поповское восстание (о нем читайте в материале «Революционный Каменск. «Эпоха» 1-ого Крестьянского полка»). Церковные колокола сыграли тогда немаловажную роль. Редактор газеты «Окопная правда» и будущий известный писатель П. П. Бажов вспоминал о событии так: «Поводом служило требование возвратить из совдепа отобранные у церквей метрические книги. Но эта попытка встретила такой отпор со стороны вооруженных рабочих, что больше попам уже не приходилось думать об открытом выступлении. В ответ на избиение толпой работника совдепа Давыдова отрядом рабочих был открыт огонь по колокольне, на которой производился набатный звон. Организатор избиения поп Корелин был немедленно расстрелян. Было расстреляно вскоре и несколько других попов, принимавших участие в контрреволюционном выступлении». Ошибся писатель только в одном – отца Петра Корелина не расстреляли. Он был арестован и переправлен в екатеринбургский арестантский дом, где находился около месяца. Затем батюшку по указу П. Д. Хохрякова выслали в Тюмень, а оттуда — в Тобольск. Ночью, не доезжая до города, священника выведи на палубу парохода «Ока» и, привязав к ногам по тяжелому камню, сбросили за борт. Такую же смерть принял и епископ Тобольский Гермоген (Долганов), который оказался в водах Тобола следом за отцом Петром. Колокольный звон стал причиной гибели другого священника, бывшего клирика Свято-Троицкого собора и учителя церковно-приходской школы д. Новый Завод Аркадия Гаряева. С 1917 г. он являлся настоятелем Свято-Николаевской церкви с. Боровского. 1 июля 1918 г. батюшка проводил обряд венчания, о чем есть запись в метрической книге. Радостное событие сопровождалось перезвоном. Вскоре в храм прошли вооруженные люди; местные жители утверждают, что это была банда мадьяр. Они сообщили, что Надо заострить внимание на одном моменте: колокольный звон относился к той самой группе «натянутых предлогов для ареста». Ленинский декрет, запрещающий набат, был издан лишь 30 июля 1918 г. Белогвардейские подсобникиВ числе новомучеников Каменской епархии есть люди, якобы помогавшие солдатам Белой армии.
Один из них — иерей Николай Бирюков, священник Спасо-Преображенского монастыря. В Каменский Завод он попал в 1914 г., зарекомендовав себя хорошим пастырем. Прихожане утверждали, что он был тем, кто доходчиво объяснял смысл библейских текстов. Первый раз отца Николая взяли на заметку 7 апреля 1918 г. Причина – чтение в храме «черносотенного воззвания патриарха Тихона» и «неправильная трактовка Евангелия», сопровождающаяся призывом не ходить на митинги и демонстрации. Летом того же года все обвинения со священника были сняты, и он продолжил служение в обители. 26 июля 1918 г. 1-й Крестьянский полк оставил Каменский Завод без боя. Белая армия, зайдя в поселок, провела мобилизацию добровольцев в свои ряды. Среди вступивших оказался сын отца Николая Федор Бирюков. Белая власть продлилась в Каменске год. После того, как в 1919 г. красные вновь заняли поселок, на Николая Бирюкова поступили доносы. Там писалось: «Обратите внимание на Н. Бирюкова, который в личной беседе со мной не согласен ни в одном политическом вопросе…» и «…читал проповедь антисоветского характера…». Сигнал был принят; в доме отца Николая провели обыск. В ходе него сотрудники органов нашли переписку с сыном-белогвардейцем. Доносы и письма легли в основу формирования дела о «Погромной антисоветской и антисемитской агитации». 2 сентября 1919 г. иерей Николай Бирюков был расстрелян. Начальствующие должностиНесмотря на то, что до революции Каменский Завод был небольшим провинциальным поселком, здесь служило духовенство с богатым послужным списком. Например, иерей Александр Попов, настоятель Свято-Введенского храма с. Травянское. Помимо пастырских обязанностей он преподавал Закон Божий в школе с. Большая Грязнуха, был членом Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету, председателем церковно-приходского попечительства при Введенском храме, следователем по 2-му округу Камышловского уезда (занимаясь делами о преступлениях духовных лиц), катехизатором по 2-му округу Камышловского благочиния, основателем первого в округе общества трезвости. Вопреки расхожему мнению, на такие должности назначали не просто так. Отец Александр действительно проявил себя очень деятельной личностью. Это и вызывало некую угрозу для большевиков. Человек с таким списком обязанностей пользовался огромным авторитетом, а значит, мог вести активную контрреволюционную агитацию. Но Александр Попов ничем себя не выдавал: «запрещенных» проповедей не вел, а к новой власти относился довольно ровно. С 19 по 23 июля 1918 г. в с. Травянском квартировалась рота 1-ого Крестьянского коммунистического полка под командованием А. Григорьева. В этот момент и был найден повод, чтоб ликвидировать отца Александра. Былая история о хищенииНи для кого не секрет, что Церковь – излюбленная мишень для обвинения во всех грехах. Утверждение это, конечно, утрированно, но нет дыма без огня. Священство даже в нашем регионе иногда проявляло себя не с лучшей стороны. Игумен Исаак хитростью выпросил себе колчеданские земли, на которых впоследствии был поставлен Каменский завод. События Дубинщины (1762 – 1764 гг.) стали итогом непосильного монастырского оброка. На духовенство были репрессии во время Картофельного бунта (1840—1844 гг.), вспомнить хотя бы трагичную историю «о водолазах». С 1915 г. в Сретенском храме с. Колчедан служил протоиерей Стефан Луканин, еще один из представителей высокодолжностного духовенства. За свои труды он удостаивался многих наград, среди которых — ордена св. Анны III степени и св. Владимира IV степени. Но есть в его биографии одно темное пятно. В 1907 г., когда отец Стефан окормлял прихожан Иоанно-Златоустовской церкви с. Водолазово, псаломщик того же храма В. Коровин подал на него жалобу епархиальному начальству. В бумаге говорилось, что священник небрежно относился к Святым Дарам, а также присвоил деньги, пожертвованные в Комитет постройки храма. После тщательного расследования, которое длилось чуть больше года, Стефана Луканина полностью оправдали, но после проверки следственное дело возбудили на обвинителя-псаломщика. Несмотря на положительный исход, этот процесс оставил неприятные воспоминания как в душе самого священника, так и в памяти народа. Когда в июле 1918 г. с. Колчедан заняли красные, отец Стефан тут же был взят на заметку. В его доме провели обыск, возможно, ища украденные деньги. В качестве санкций, ему, а также клирикам Сретенского храма Нестору Гудзовскому и Георгию Бегме, предписывались окопные работы на оборонной линии Каменского Завода. По сути, это являлось лишь предлогом, чтоб увести духовенство из села – траншейная линия на южном оборонительном рубеже была уже завершена, а солдаты 1-ого Крестьянского готовились отступать в Богданович. Недалеко от штаба полка, на станции «Синарская», С. Луканин, Г. Бегма и Н. Гудзовский были казнены. Всем троим нанесли множество колотых ран, выдрали или обожгли волосы, выкололи глаза. Вместе с ними красноармейцы убили жительницу Каменска, отрезав ей грудь. Свет знанийДуховенство Каменского Завода обучало простое население грамотности. Одним из учебных заведений стала праматерь школы № 16 – байновская церковно-приходская. Первые ее учителя — священник Николай Гаряев и дочь иерея Михаила Тихомирова Серафима. Детям преподавались Закон Божий, церковное пение, чтение гражданской и церковной печати, письмо, арифметика. На уроки религиозной тематики отводилось лишь 46% учебного времени. Книги, бумага и письменные принадлежности выдавались бесплатно. Известность обрела и церковно-приходская школа в с. Волково. Ее основал настоятель Покровского (Волковского) храма Евгений Ландышев. Это человек оставил глубокий след в духовной истории Каменска. Он был одним из первых, кто помог жителям д. Красная Горка, когда та полностью сгорела во время лесных пожаров; хлопотал о выдаче пособий крестьянам, инициировал строительство каменного храма, школы и детских яслей. Кроме того, он прославился своей писательско-просветительской деятельностью. Среди его творений «Сборник простонародных внебогослуебных бесед…», книга «Что такое жизнь? Цель и смысл жизни», «Календарь крестьянина», «Беседы сельского священника со своими прихожанами по гигиене» и пр. Наверное, Евгения Ландышева можно назвать первым каменским пресвитером, кто испытал на себе репрессии красной власти. Уже в 1917 г. он был взят под домашний арест. Повод: критика работ А. Бебеля и издание собственной книги с инструкциями по борьбе с социализмом. Ревностное служениеЕсли говорить прямо, то на решениях Совета сказывался и банальный человеческий фактор.
Большевиков выводило из себя то, что священники продолжают выполнять свой долг, несмотря на указанные предписания и инструкции. Вполне вероятно, что это стало причиной для задержания протоиерея Василия Победоносцева, настоятеля Свято-Троицкого собора. Василий Победоносцев служил в каменском храме с 1891 г., являлся благочинным 2-ого округа Камышловского уезда, миссионером среди сектантов и раскольников. После Октябрьской революции отец Василий продолжил свое служение в Каменском Заводе, отказавшись уезжать. Храм как памятникСегодня мало кто знает: храмы строились не только как культовые сооружения, но и как монументы тем или иным событиям. В основном, дореволюционные здания увековечивали память о солдатах и офицерах. Погибшим в войне 1812 г. был посвящен После того как Советская власть была установлена окончательно, встала необходимость избавиться от храмов не только как от «рассадника религиозных идей», но как от любого напоминания о царизме. Следует забежать на несколько лет вперед, когда Гражданская война давно утихла. В Каменске начнет работать антирелигиозная программа. У Покровской «Верхней» церкви установят пушку, из которой во время богослужений делался холостой залп. В дни Великих торжеств пионеры станут проводить «крестные ходы», наряжаясь нечистью. Здания Преображенского монастыря будут поделены: в одних продолжат нести служения монахини, в других — проводиться сельскохозяйственные курсы и квартироваться красноармейцы. В 1920 г., насельниц разгонят по причине «морально разлагающего воздействия на гарнизон». К 1934 г. в Каменске будут закрыты все храмы. Божья КараВерить в Бога или нет – личное дело каждого человека. Однако то, что происходило с церквями во время и после их ликвидации, иногда не поддавалась логике. Православные называют это Карой Небесной.
Таких случаев ее много. Возможно, Также читайте:Революционный Каменск. Тени грядущих перемен
|