Каменск-Уральский интернет портал
ЧЕТВЕРГ 28 марта 2024 г.

Революционный Каменск. Контрреволюция в лице духовенства
События - События
Автор: Антон Ядренников   
13 Мая 2017 2884
10
3

b_200_200_16777215_0___images_stories_2017_topic_revkam4_0.jpgВ 1931 г. в г. Москве был взорван храм Христа Спасителя. Эта акция дала старт эпохе богоборчества в стране. Но предыстория трагедии уходит корнями во времена Революции и Гражданской войны, когда священничество начали устранять физически. Расправы над духовенством проходили и в нашем городе.

В данном материале цикла «Революционный Каменск» мы попробуем разобраться в причинах, подтолкнувших большевиков сделать этот дерзкий шаг.

Храмы Каменского Завода

К 1917 г. в Каменском Заводе действовало два храма и один монастырь.

1
Свято-Троицкий собор в Каменском Заводе

Покровская церковь, возведенная в 1883 г. на Сенной площади, являлась самым видным (в прямом смысле слова) сооружением поселка. Она примыкала к тогдашнему кладбищу, и строили ее нарочно для отпевания усопших, тем самым разгрузив от траурных треб Свято-Троицкий храм. В 1907 г. Верхняя церковь обрела собственный приход, сбросив с себя ранг только лишь кладбищенского здания. В храме стали проводиться регулярные богослужения, а Покровский церковный хор получил известность далеко за пределами фабричного городка.

Главным храмом Каменского Завода считался двухэтажный восьмипрестольный Свято-Троицкий собор, носящий данный статус с августа 1912 г. Он был построен (вернее сказать — улучшен) в 1821–1828 гг. на месте первой в селении Трехсвятительской церкви. Храм являлся архитектурной доминантой. Он стоял в центре поселка рядом с Торговой площадью; здесь же проходила центральная улица – Большая Московская. По соседству находились заводоуправление, склады, пожарный пост, квартиры администрации чугунолитейного предприятия, дома и магазины каменских купцов.

Женский Спасо-Преображенский монастырь был официально утвержден в 1892 г. Но история его уходит к 1821 г., когда крестьянкой Анной Ивановой была учреждена женская православная община. В 1860 г. ее дело переняла некая Авдотья Воронина. У насельниц появилась Богородице-Казанская церковь, началось возведение главного Преображенского храма. Согласно Богословской энциклопедии (1912 г.) в монастыре проживало 185 человек. Основным видом деятельности было швейное ремесло и помощь малоимущим. В частности, в 1915 г. на заседании Каменского комитета по призрению и помощи беженцам игуменья Магдалина заявила, что готова принять на полное попечение 20 человек, бежавших от ужасов войны.

Кроме указанных выше храмов на территории нынешнего Каменского городского округа действовало еще 23 церкви. В некоторых деревнях, например в Кодинке, Часовой и Переборе, были возведены часовни.

Можно ли было избежать репрессий?

Необходимо сразу отметить, что с приходом к власти большевиков санкции для Церкви были бы введены в любом случае.

2
Декрет о земле

Еще до Октябрьского переворота В. И. Ленин и другие представители верхушки РСДРП (б) не скрывали своего к ней отношения. В частности, в 1913 г. Ленин писал М. Горькому «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой — есть невыразимейшая мерзость, это самая опасная мерзость, самая гнусная зараза». Сие значило, что любая религия является проявлением инакомыслия, и, следовательно, контрреволюционных настроений. И любой человек (именно носитель религиозной идеи) не разделяющей в полной мере идей коммунистических, мог попасть под КР-статью. После революции именно это стало главной причиной конфликта между Советским государством и Церковью.

Первым звоночком принято называть «Декрет о земле», согласно которому национализировались монастырские и церковные территории. Вторым шагом стал закон об отделении Церкви от школ и государства. Она лишалась вообще каких-либо юридических прав.

Негативное отношение к духовенству прослеживалось еще очень долго. Даже читая изданные при СССР книги о нашем городе, можно заметить:

— «… контрреволюция подняла голову в самом Каменске. Во главе бунтарей встали попы. Было из здесь немало, получали они от завода баснословные суммы на свое содержание и местом своим дорожили» (Каменск-Уральский — город на Исети (1967г.);

— «Попы вкупе с буржуазией вознамерились понять против Совета всех верующих. Они пустили в поселке и близлежащих деревнях слух, что большевики будут громить храм божий, снимут ризы с икон…» (Каменск-Уральский (1974 г.).

Но в свою очередь надо отметить, что Церковь не занималась контрреволюцией, политическими заговорами, не лезла в решение политических вопросов. На первой сессии Поместного собора 1917 г. иерархами был принят ряд документов относительно положения Церкви и государства. Но все они носили либо компромиссный, любо внутрицерковный характер. Когда начала набирать силу Гражданская война, патриарх Тихон издал знаменитое «Воззвание с анафемой», где просил людей одуматься и прекратить братоубийство. К нему («Воззванию») следует относиться двояко, ведь святитель прямо не называл, чью позицию он принял. А значит, и духовный запрет действовал как на ту, так и на другую армию.

Патриарх невольно подлил масла в огонь. Его речь шла вразрез с политикой Красного террора. Это сформировало не столько негативное отношение к Церкви у всей армии, сколько подстегнуло личные эмоции солдат. И уже любой красноармеец мог применить силу к духовенству только из-за того, что человек в рясе ему не нравился (при этом, не подумав разобраться, какой позиции придерживается сам священник).

В ноябре 1918 г. убийство духовных лиц будет узаконено. Глава отдела по борьбе с контрреволюцией М. И. Лацис издаст Приказ № 9, разрешающий расстрел монахов и пресвитеров не зависимо от их сана.

Выстрел в спину

Основная волна репрессий на каменских священников пришлась на весну-лето 1918 г. Войска атамана А. И. Дутова вместе с бунтующими белочехами вели наступление, представители Красной армии наспех формировали свои отряды. С 19 по 23 июля в Каменском Заводе находился 1-й Крестьянский полк, отступивший из Катайска. В него записывались как жители поселка, так и группировки из окрестных деревень.

3
Нательная рубаха А. Мокроусова со следами крови

Несмотря на идейную вражду, большевики не могли просто так арестовывать и уничтожать священников. Во-первых, еще не был подписан соответствующий указ. Во-вторых, это могло вызвать негодования среди простых людей, что негативно бы сказалось на роли партии. Поэтому революционерам приходилось использовать другие методы. Если смотреть объективно, то большая их часть оказалась «натянутой». «Натянутой» до того, что порою следствие не могло установить подлинность такого обвинения. В этом случае у большевиков было два выхода – либо отпускать священника, либо тайно и без суда казнить. В нашем регионе случалось и то, и то. Однако именно трагическое окончание намного сильнее запало в народной памяти.

12 июня 1918 г. в с. Темново (ныне – с. Исетское) был расстрелян настоятель Свято-Никольского храма иерей Александр Мокроусов. Его гибель – это один из примеров, когда вердикт выносили без следствия. Днем в квартиру священника вошел отряд красногвардейцев. Отец Александр пригласил солдат отобедать, а после трапезы бойцы сообщили, что батюшка арестован. По воспоминаниям одного из конвоиров, пресвитеру объявили, что в случае отказа пройти с ними санкции коснутся его семьи. Отца Александра завели в овраг, где жестоко избили. В довершение, глава отряда вскинул винтовку и приказал священнику бежать. Однако батюшка «с присущим ему спокойствием развернулся и неспешно пошел от солдат. За его спиной спустили курок…»

С тех пор, в память о происшествии, место гибели священника носит топоним Поповскй лог. Оно находится в 100 м. восточнее храма Николая Чудотворца.

Кровавый звон

Восстания были довольно частым явлением первых месяцев Октябрьского переворота. Они проходили в Пирогово, Багаряке, Травянском и ряде других сел и деревень. Главным подстрекателем беспорядков считалось духовенство. Боец полка «Красные Орлы» и будущий маршал Ф. И. Голиков в своем дневнике отмечал: «А кулаков в селе много и времени они не теряют. Им помогают «слуги господни»: церковь всячески подогревала недовольство…». Среди красных родилось негласное правило: «Слышишь набат – на селе враг». Но случайно или нет, за набатный звон нередко принималась мирная игра. Так или иначе, кампанам уделялось особое внимание.

Конечно же, волнений боялись и в Каменске. Поэтому большевики сами решились на первый шаг. А именно – устроили провокацию. В начале лета 1918 г. силами рабоче-заводской дружины было подавленно Поповское восстание (о нем читайте в материале «Революционный Каменск. «Эпоха» 1-ого Крестьянского полка»). Церковные колокола сыграли тогда немаловажную роль. Редактор газеты «Окопная правда» и будущий известный писатель П. П. Бажов вспоминал о событии так:

4
А. Н. Гаряев с учениками (д. Новый Завод)

«Поводом служило требование возвратить из совдепа отобранные у церквей метрические книги. Но эта попытка встретила такой отпор со стороны вооруженных рабочих, что больше попам уже не приходилось думать об открытом выступлении. В ответ на избиение толпой работника совдепа Давыдова отрядом рабочих был открыт огонь по колокольне, на которой производился набатный звон. Организатор избиения поп Корелин был немедленно расстрелян. Было расстреляно вскоре и несколько других попов, принимавших участие в контрреволюционном выступлении».

Ошибся писатель только в одном – отца Петра Корелина не расстреляли. Он был арестован и переправлен в екатеринбургский арестантский дом, где находился около месяца. Затем батюшку по указу П. Д. Хохрякова выслали в Тюмень, а оттуда — в Тобольск. Ночью, не доезжая до города, священника выведи на палубу парохода «Ока» и, привязав к ногам по тяжелому камню, сбросили за борт. Такую же смерть принял и епископ Тобольский Гермоген (Долганов), который оказался в водах Тобола следом за отцом Петром.

Колокольный звон стал причиной гибели другого священника, бывшего клирика Свято-Троицкого собора и учителя церковно-приходской школы д. Новый Завод Аркадия Гаряева. С 1917 г. он являлся настоятелем Свято-Николаевской церкви с. Боровского. 1 июля 1918 г. батюшка проводил обряд венчания, о чем есть запись в метрической книге. Радостное событие сопровождалось перезвоном. Вскоре в храм прошли вооруженные люди; местные жители утверждают, что это была банда мадьяр. Они сообщили, что из-за устроенного набата иерей Аркадий обвиняется в контрреволюционной деятельности, и его срочно конвоируют для допроса в Катайск. Годами позже высказывалась такая мысль, что кампаны напросто прервали послеобеденный сон. Солдаты завели священника в ближайший лес, где закололи штыками, а тело сбросили в падник (скотомогильник).

Надо заострить внимание на одном моменте: колокольный звон относился к той самой группе «натянутых предлогов для ареста». Ленинский декрет, запрещающий набат, был издан лишь 30 июля 1918 г.

Белогвардейские подсобники

В числе новомучеников Каменской епархии есть люди, якобы помогавшие солдатам Белой армии.

5
Н. В. Бирюков с супругой

Один из них — иерей Николай Бирюков, священник Спасо-Преображенского монастыря. В Каменский Завод он попал в 1914 г., зарекомендовав себя хорошим пастырем. Прихожане утверждали, что он был тем, кто доходчиво объяснял смысл библейских текстов. Первый раз отца Николая взяли на заметку 7 апреля 1918 г. Причина – чтение в храме «черносотенного воззвания патриарха Тихона» и «неправильная трактовка Евангелия», сопровождающаяся призывом не ходить на митинги и демонстрации. Летом того же года все обвинения со священника были сняты, и он продолжил служение в обители.

26 июля 1918 г. 1-й Крестьянский полк оставил Каменский Завод без боя. Белая армия, зайдя в поселок, провела мобилизацию добровольцев в свои ряды. Среди вступивших оказался сын отца Николая Федор Бирюков.

Белая власть продлилась в Каменске год. После того, как в 1919 г. красные вновь заняли поселок, на Николая Бирюкова поступили доносы. Там писалось: «Обратите внимание на Н. Бирюкова, который в личной беседе со мной не согласен ни в одном политическом вопросе…» и «…читал проповедь антисоветского характера…». Сигнал был принят; в доме отца Николая провели обыск. В ходе него сотрудники органов нашли переписку с сыном-белогвардейцем. Доносы и письма легли в основу формирования дела о «Погромной антисоветской и антисемитской агитации». 2 сентября 1919 г. иерей Николай Бирюков был расстрелян.

Начальствующие должности

Несмотря на то, что до революции Каменский Завод был небольшим провинциальным поселком, здесь служило духовенство с богатым послужным списком.

6
А. И. Попов — настоятель Введенского храма (с. Травянское)

Например, иерей Александр Попов, настоятель Свято-Введенского храма с. Травянское. Помимо пастырских обязанностей он преподавал Закон Божий в школе с. Большая Грязнуха, был членом Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету, председателем церковно-приходского попечительства при Введенском храме, следователем по 2-му округу Камышловского уезда (занимаясь делами о преступлениях духовных лиц), катехизатором по 2-му округу Камышловского благочиния, основателем первого в округе общества трезвости.

Вопреки расхожему мнению, на такие должности назначали не просто так. Отец Александр действительно проявил себя очень деятельной личностью. Это и вызывало некую угрозу для большевиков. Человек с таким списком обязанностей пользовался огромным авторитетом, а значит, мог вести активную контрреволюционную агитацию. Но Александр Попов ничем себя не выдавал: «запрещенных» проповедей не вел, а к новой власти относился довольно ровно.

С 19 по 23 июля 1918 г. в с. Травянском квартировалась рота 1-ого Крестьянского коммунистического полка под командованием А. Григорьева. В этот момент и был найден повод, чтоб ликвидировать отца Александра. Из-за сеяния панических настроений священника и еще девятерых жителей села арестовали (о травянском инциденте читайте в материале «Революционный Каменск. «Эпоха» 1-ого Крестьянского полка»). В полутора километрах от границы, на урочище Половинном, их казнили. Приходскому старосте красноармейцы содрали кожу на голове и руках, перебили ноги, на спине вырезали пятиконечную звезду. У сельского иконописца оказались раздробленными пальцы. Иерею Александру Попову сломали позвоночник, руки, нижнюю челюсть, отрезали пальцы кистей. В довершение измученного священника подняли на штыки. Главным экзекутором был житель Травянки Леонид Зуев.

Былая история о хищении 

Ни для кого не секрет, что Церковь – излюбленная мишень для обвинения во всех грехах. Утверждение это, конечно, утрированно, но нет дыма без огня. Священство даже в нашем регионе иногда проявляло себя не с лучшей стороны. Игумен Исаак хитростью выпросил себе колчеданские земли, на которых впоследствии был поставлен Каменский завод. События Дубинщины (1762 – 1764 гг.) стали итогом непосильного монастырского оброка. На духовенство были репрессии во время Картофельного бунта (1840—1844 гг.), вспомнить хотя бы трагичную историю «о водолазах».

С 1915 г. в Сретенском храме с. Колчедан служил протоиерей Стефан Луканин, еще один из представителей высокодолжностного духовенства.

7
Вид на Сретенский храм и Покровский монастырь (с. Колчедан)

За свои труды он удостаивался многих наград, среди которых — ордена св. Анны III степени и св. Владимира IV степени. Но есть в его биографии одно темное пятно. В 1907 г., когда отец Стефан окормлял прихожан Иоанно-Златоустовской церкви с. Водолазово, псаломщик того же храма В. Коровин подал на него жалобу епархиальному начальству. В бумаге говорилось, что священник небрежно относился к Святым Дарам, а также присвоил деньги, пожертвованные в Комитет постройки храма. После тщательного расследования, которое длилось чуть больше года, Стефана Луканина полностью оправдали, но после проверки следственное дело возбудили на обвинителя-псаломщика. Несмотря на положительный исход, этот процесс оставил неприятные воспоминания как в душе самого священника, так и в памяти народа.

Когда в июле 1918 г. с. Колчедан заняли красные, отец Стефан тут же был взят на заметку. В его доме провели обыск, возможно, ища украденные деньги. В качестве санкций, ему, а также клирикам Сретенского храма Нестору Гудзовскому и Георгию Бегме, предписывались окопные работы на оборонной линии Каменского Завода. По сути, это являлось лишь предлогом, чтоб увести духовенство из села – траншейная линия на южном оборонительном рубеже была уже завершена, а солдаты 1-ого Крестьянского готовились отступать в Богданович. Недалеко от штаба полка, на станции «Синарская», С. Луканин, Г. Бегма и Н. Гудзовский были казнены. Всем троим нанесли множество колотых ран, выдрали или обожгли волосы, выкололи глаза. Вместе с ними красноармейцы убили жительницу Каменска, отрезав ей грудь.

Свет знаний

Духовенство Каменского Завода обучало простое население грамотности.

8
Е. В. Ландышев с супругой и детьми

Одним из учебных заведений стала праматерь школы № 16 – байновская церковно-приходская. Первые ее учителя — священник Николай Гаряев и дочь иерея Михаила Тихомирова Серафима. Детям преподавались Закон Божий, церковное пение, чтение гражданской и церковной печати, письмо, арифметика. На уроки религиозной тематики отводилось лишь 46% учебного времени. Книги, бумага и письменные принадлежности выдавались бесплатно.

Известность обрела и церковно-приходская школа в с. Волково. Ее основал настоятель Покровского (Волковского) храма Евгений Ландышев. Это человек оставил глубокий след в духовной истории Каменска. Он был одним из первых, кто помог жителям д. Красная Горка, когда та полностью сгорела во время лесных пожаров; хлопотал о выдаче пособий крестьянам, инициировал строительство каменного храма, школы и детских яслей. Кроме того, он прославился своей писательско-просветительской деятельностью. Среди его творений «Сборник простонародных внебогослуебных бесед…», книга «Что такое жизнь? Цель и смысл жизни», «Календарь крестьянина», «Беседы сельского священника со своими прихожанами по гигиене» и пр.

Наверное, Евгения Ландышева можно назвать первым каменским пресвитером, кто испытал на себе репрессии красной власти. Уже в 1917 г. он был взят под домашний арест. Повод: критика работ А. Бебеля и издание собственной книги с инструкциями по борьбе с социализмом. Но из-за большого авторитета батюшки среди местных жителей, большевики не решились на более жестокие действия. Только в 1919 г., после освобождения Каменска от белых, отца Евгения выдворят из поселка в Далматовский монастырь.

Ревностное служение

Если говорить прямо, то на решениях Совета сказывался и банальный человеческий фактор.

9
В. В. Победоносцев (сидит второй справа) — настоятель Свято-Троицкого собора

Большевиков выводило из себя то, что священники продолжают выполнять свой долг, несмотря на указанные предписания и инструкции. Вполне вероятно, что это стало причиной для задержания протоиерея Василия Победоносцева, настоятеля Свято-Троицкого собора.

Василий Победоносцев служил в каменском храме с 1891 г., являлся благочинным 2-ого округа Камышловского уезда, миссионером среди сектантов и раскольников. После Октябрьской революции отец Василий продолжил свое служение в Каменском Заводе, отказавшись уезжать. Он по-прежнему проводил службы и требы; не согласившись с решением каменского ревсовета, давал благословение на начало Литургии с колокольного звона. В итоге, протоиерея Василия негласно объявили подсобником кулаков. 23 июня 1918 г. близь станции «Синарская» ему отрубили голову.

Храм как памятник

Сегодня мало кто знает: храмы строились не только как культовые сооружения, но и как монументы тем или иным событиям.

10
Михайловская церковь в с. Маминском — памятник героям Войны 1812 г

В основном, дореволюционные здания увековечивали память о солдатах и офицерах. Погибшим в войне 1812 г. был посвящен Свято-Троицкий собор в Каменске (наглядный мемориальный элемент – четырехгранный обелиск на куполе звонницы), церковь в с. Покровском, Михайло-Архангельский и Свято-Никольский храмы в селах Маминское в Щербаково соответственно. Волковская церковь — памятник героям Первой мировой войны, Иоанно-Предтеченская часовня в д. Часовой – спасению императора Александра III и его семьи во время крушения царского поезда в 1888 г.

После того как Советская власть была установлена окончательно, встала необходимость избавиться от храмов не только как от «рассадника религиозных идей», но как от любого напоминания о царизме.

Следует забежать на несколько лет вперед, когда Гражданская война давно утихла. В Каменске начнет работать антирелигиозная программа. У Покровской «Верхней» церкви установят пушку, из которой во время богослужений делался холостой залп. В дни Великих торжеств пионеры станут проводить «крестные ходы», наряжаясь нечистью. Здания Преображенского монастыря будут поделены: в одних продолжат нести служения монахини, в других — проводиться сельскохозяйственные курсы и квартироваться красноармейцы. В 1920 г., насельниц разгонят по причине «морально разлагающего воздействия на гарнизон». К 1934 г. в Каменске будут закрыты все храмы.

Божья Кара

Верить в Бога или нет – личное дело каждого человека.

11
Вознесенский храм в с. Черемхово

Однако то, что происходило с церквями во время и после их ликвидации, иногда не поддавалась логике. Православные называют это Карой Небесной.

  • Покровская церковь (с. Покровское) в 1936 г. устояла после двух серий взрывов. Когда было принято решение о демонтаже храма по частям и заложен тол, колокольня накренилась в противоположную от места падения сторону, завалив кирпичом Исетский тракт и похоронив несколько человек (в том числе сотрудников НКВД) и лошадей;
  • Когда в с. Троицком со Свято-Троицкого храма снимали колокола, многотонный благовест сорвался с балок и перевернулся в воздухе. Упав на бок и не разбившись, он по инерции начал катиться. Кампан подмял под себя 15 жителей села и двух лошадей, пригнанных с Шиловского рудника;
  • После того, как в 1929 г. Вознесенский храм с. Черемхово переделали в зернохранилище, в него несколько раз попадали молнии, что приводило к пожарам;
  • Через несколько дней после разбора деревянной часовни св. Стефана Пермского в д. Перебор бригада рабочих начала тяжело болеть;
  • Часто во время кинопоказов со стен переделанной в клуб Преображенской церкви (с. Окулово) отлетала штукатурка, обнажая фрески со святыми ликами.

Таких случаев ее много. Возможно, кому-то это покажется лишь стечением обстоятельств. Но зачастую практика показывает: ничего на свете не происходит случайно. Даже трагедия, разыгравшаяся некогда на каменской земле, стала отличным примером для будущего поколения, как стоит или не стоит поступать.

Также читайте:

Революционный Каменск. Тени грядущих перемен
Революционный Каменск. Между двух огней
Революционный Каменск. «Эпоха» 1-ого Крестьянского полка
 
наверх