Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Каменск-Уральский интернет портал

Форум Виртуального Каменска


Мы в социальных сетях:
Виртуальный Каменск в ВКонтакте  Виртуальный Каменск на Одноклассниках
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
16 Марта 2025, 13:19:59

Войти
* Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
+  Виртуальный Каменск
|-+  Каменск-Уральский. Город. Люди
| |-+  Общие темы (Модератор: Николаич)
| | |-+  Преподавание в школах основ религиозной культуры.
Голосование
Вопрос: Преподавание в школах основ религиозной культуры.
Обязятельно нужно
мне бы хотелось
можно но с учетом ряда условий и ограничений
я не против
категорически против
мне без разницы

Страниц: [1] 2 3 ... 12   Вниз
Печать
Автор Тема: Преподавание в школах основ религиозной культуры.  (Прочитано 34839 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Glas
Гость
« : 29 Июля 2009, 22:48:02 »

Сегодня ко мне подошел коллега и спросил, мол буду ли я каменскую "отрыжку" на данную тему собирать? Мы с ним совпали  единственно во мнении: будь что будет.
Лично даже не заморачивалась по данному вопросу, поэтому "голосовалку" не прикрепила. Однако, с  коллегой солидарно усомнились  в  правоте и верности позиции.

Ни за, ни против, а совсем наоборот
Актуальная религия
Ринат Мухаметов

 Недавно президент России Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Тем самым вновь в актуальной политической повестке дня встал уже который год обсуждаемый вопрос – пускать ли религию в школы и в каком виде.


Рабы Божьи и безбожники

Так получилось, что мусульманские организации России с самого начала были на переднем крае борьбы с преподаванием религии в школах. Мало кто заметил тот поразительный для зарубежья момент, что фактически исламская общественность и многие представители официальных конфессиональных структур в этом открыто солидаризировались даже с авторами нашумевшего обращения к Владимиру Путину, тогда еще президенту страны, с призывом остановить то, что светские ученые назвали клерикализацией государственного образования.


Назвав клерикализм «угрозой – государственной безопасности», авторы мусульманского заявления, среди которых было два сопредседателя Совета муфтиев России Нафигулла Аширов и Мукаддас Бибарсов, в свою очередь, отметили: «Мы категорически против подмены духовного возрождения многонациональной и многоконфессиональной России реставрацией феодально-государственной монополии на веру!».


До этого со стороны мусульманских деятелей уже много лет звучали аргументы об опасности введения религии в школах, так как это повлечет разделение детей по конфессиональным группам, что потенциально грозит конфликтами на религиозной и этнической почве.


Глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин не раз высказывал официальную позицию организации по поводу преподавания религии в школах. «Россия – светское государство, никто не смеет нарушать равенство конфессий, и это положение Основного закона», - постояно подчеркивает руководитель СМР. Кстати, то, что мусульмане в противодействии проникновению Церкви в школы ссылаются на светскую конституцию, также весьма интересно – в мире такие прецеденты можно пересчитать по пальцам.


Позицию Совета муфтиев и стоящей несколько особняком от всех официальных исламских структур общественности в целом разделяют лидеры почти всех регионов с традиционным преобладанием Ислама. Однако мотивы у глав кавказских (за исключением Чечни и, по всей видимости, Ингушетии при Юнус-Беке Евкурове) и поволжских регионов разные.


Если Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов выступают категорически против преподавания в школах религии (читай – против введения уроков Правослания или православной кльтуры) в силу того, что значительная часть населения их республик видит в этом очередную попытку русификации и ассимиляции, а, соответственно, возникает потенциальная угроза и их собственным позициям, то в республиках Северного Кавказа исходят из иных посылок. Дагестанский президент Муху Алиев отмечал, что преподавание религии в школах может усилить в его регионе радикальные настроения под исламскими лозунгами. По этим же самым причинам он противодействует преподаванию в школах республики, вместо английского, арабского языка. Хотя Дагестан всегда традиционно и в плане культуры, и в плане бизнеса, больше ориентировался на арабский мир, а не на евроатлантический.


Вместе с тем, надо заметить, что в мусульманской среде, в первую очередь это касается официальных духовных управлений, изначально не было полного единства относительно преподавания религии в школах. Так, Центральное духовное управление мусульман под руководством Талгата Таджутдина и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (председатель – Исмаил Бердиев) никогда не разделяли однозначно позицию единоверцев из Совета муфтиев.


Первоначально их отношение к проблеме было практически идентичным с Русской православной церковью, хотя со временем в ходе участия в широкой дискуссии, когда стало ясно, что и в обществе, и во власти, мнения разнятся, и Таджутдин, и Бердиев стали высказываться более обтекаемо.


Позицию Таджутдина можно объяснить его давней близостью и подчеркнуто лояльными отношениеми с РПЦ. Бердиев же отражает в данном случае политическую линию президента Чечни Рамзана Кадырова, отец которого был его близким другом еще по учебе в советские годы в Узбекистане. Кадыров сегодня делает серьезный упор на «традиционный Ислам», и введение его в школах очень кстати.


Однако порой нет единства по преподаванию религии в школах даже внутри одного духовного управления. Так, глава ДУМ Татарстана Гусман Исхаков выступает "против", а его зам Валиулла Якупов в целом "за". Есть и другие примеры в этом ряду: несмотря на неприятие самой идеи, ДУМы Мордовии и Саратовской области собираются или уже начали работать в учебных заведениях по курсу «Основы мусульманской культуры», а Московский исламский университет даже выпустил соответствующий учебник.


При том, что все эти структуры входят в Совет муфтиев. Их подход к проблеме можно свести к следующему: раз уж религию в школах вводят, и мы ничего не можем тут поделать – надо включаться в процесс, иначе в учебных заведениях будет одно Православие.


В мусульманском сетевом сообществе по этому поводу звучат схожие мысли: «Надо использовать те новые возможности, которые предоставляет введение в школах курса "Духовно-нравственная культура" хотя бы там, где есть возможность»; «где набираются необходимые группы, надо найти способы объединить силы и организовать преподавание Ислама, не оставляя, конечно, общей борьбы с негативными явлениями в государственно-конфессиональных отношениях»; «если у духовных управлений не хватает людей, надо привлечь общественные организации, неформальных активистов»; «давайте хотя бы наших детей избавим от выбора между Православием и атеистической моралью и этикой. Это дело чести».


Напомнила историческая память

Сторонним наблюдателям зачастую непонятно упорство мусульман в неприятии идеи преподавания религии вшколах. Действительно Церковь и поборники этой идеи выдвигают здравые аргументы: ну почему, собственно, 85 % населения России, которое так или иначе относит себя к православной культуре, не может эту самую культуру изучать прямо в школах. Тем более это актуально в условиях демографического и морального кризиса.


Ссылки же на нарушение светского характера государства звучат тут не очень убедительно: во многих вполне светских и считающихся эталоном либеральной демократии странах дети не только изучают религию в обычных учебных заведениях, но иногда еще и в Конституции за какой-то отдельной конфессией закреплен статус государственной.


Ключевой момент тут – историческая память. У татар и башкир все еще глубоко сохраняются воспоминания о политике насильственной христианиции, которая была официально ликвидирована еще Екатериной II, и религиозной дискриминации, устраненной в целом революцией 1905 года.


Кстати, на Кавказе, где насильственной христианизации не было, отношение к проблеме несколько иное. Но там и условия другие. В той же Чечне, в отличие от Татарстана, где половина – православные, практически все население однородное – мусульманское.


Многие мусульманские деятели не перестают отмечать, что в условиях слабости духовных управлений, слишком малого числа хорошо образованных имамов и преподавателей Ислама они не смогут обеспечить школы нужными кадрами. За пределами же традиционно мусульманских регионов вообще дети последователей Ислама, полагают многие, в добровольно-принудительном порядке окажутся на уроках Православия. У мусульман уже ходят тревожащие слухи, как в регионах Центральной России, где было введено преподавание «Основ православной культуры», дети из семей приверженцев Ислама, вернувшись из школ, осеняли себя крестным знамением и искренне изумлялись, почему это так удивляет родителей.


Многим начинает казаться, что имеется целая государственная программа по постепенной христианизации и русификации всего населения России. На этом начинают играть националисты и сепаратисты, вновь возбуждая в памяти картины XVI – XVIII веков, а порой и XX столетия. Нерусским народам советская национальная политика со времен Сталина зачастую представлялась новым изданием царской.


Острота проблемы ушла, но суть осталась

К сожалению, те, кто лоббирует введение в школах религии, прежде всего Православия в том или ином виде, не стали особенно вникать в суть вопроса – почему многие мсульмане (и, кстати, иудеи тоже) заняли где-то странную позицию, солидаризовавшись не с «людьми Писания», а с атеистами.


Известный общественный православный деятель и публицист Роман Силантьев вообще выдвинул целую стратегию постепенного поглащения Ислама в России господствующей религиозной культурой. Основной его тезис, считает глава ДУМ Поволжья Бибарсов, – "это фатальная необратимость "православизации" всех российских народов". Комментируя выход своей книги в одном из российских журналов, не ссылаясь на источники, он прямо заявил, что "ассимиляция этнических и религиозных меньшинств является неизбежным процессом в любом обществе, а в России она еще и ускоряется за счет деятельности экстремистов... После каждого теракта тысячи, а может быть, даже десятки тысяч людей из числа этнических мусульман принимают крещение".


Такие заявления со стороны человека возглавляющего Правозащитный центр Всемирного русского народного собора, а в недавнем прошлом сотрудника Отдела внешних церковных связей РПЦ, дают козыри тем, кто видит во введении религии в школах угрозу очередной христианизации.


Наверное, кульминацией дискуссии Церкви и мусульманских лидеров относительно «ОПК» стала публичная перепалка летом 2006 года тогдашнего зама главы ОВЦС РПЦ Всеволода Чаплина с главой нижегородского ДУМ Умаром Идрисовым. Председатель ДУМНО заявил, что «нельзя в светском государстве на территории государственных учебных заведений строить часовни и вводить основы православной культуры в школах как обязательный предмет, ломая хребты, не считаясь с мусульманами и иными». По словам же Чаплина, развитие РПЦ немыслимо без того, чтобы она была центром идентитета России и ее народа, немыслимо без присутствия в армии, в СМИ, в публичном пространстве, причем это должно быть присутствие в степени, адекватной количеству крещеных в Православии людей в стране. При этом православные основы русской культуры должны быть преподаваемы в школе, а если человек принципиально не хочет знать историю Русской церкви и ее искусство, ему вообще лучше подыскать себе другую страну.


С тех пор Чаплин и Идрисов помирились. Однако хотя острота проблемы ушла, ее суть не изменилась.


Упорно, тонко и кропотливо работать

Реакция исламского сообщества на идею введения в школах в религии, на самом деле, - лишь часть огромной проблемы пока еще только складывающейся единой росийской политической нации, нашей общероссийской идентичности.


И православные, и мусульмане, и иудеи, и буддисты и все остальные, в принципе, не должны чувствовать угрозы в том случае, если сосед их ребенка по парте хочет изучать свою религию или, наоборот, не хочет.


С такой специфической составляющей исторической памяти и стихийной политической культуры, наверное, необходимо упорно, тонко и кропотливо работать при поддержке на государственном уровне.


Поэтому есть смысл подумать над введение в школах такого факультатива (или же внедрить это в программу какого-то из других предметов), как культура и история народов России, где мы и наши дети узнали бы о порой трагической, а порой и счастливой, но, самое главное, - нашей общей исторической и цивилизационной судьбе.

29.07.09 13:08

 
Обсуждение
29 июля 2009 г. | 15:05VVS

"Известный общественный православный деятель и публицист Роман Силантьев вообще выдвинул целую стратегию постепенного поглащения Ислама в России господствующей религиозной культурой. Основной его тезис, считает глава ДУМ Поволжья Бибарсов, – "это фатальная необратимость "православизации" всех российских народов". Комментируя выход своей книги в одном из российских журналов, не ссылаясь на источники, он прямо заявил, что "ассимиляция этнических и религиозных меньшинств является неизбежным процессом в любом обществе, а в России она еще и ускоряется за счет деятельности экстремистов... "

"...не ссылаясь на источники".
Очень характерно. Потому что "источники" явно указали бы ему на обратное. Именно сейчас "имеет место быть" процесс скорее обратный: не только сущие меньшинства никак не хотят ассимилироваться (примеры - по всей Земле), но даже "исторические меньшинства" (фактически ассимилированные, но сохранившие память о том, что они когда-то выделялись) порой "искусственно диссимилируются" вновь; даже там, где это даёт ощутимые (казалось бы) неудобства. Например, воскрешают выходящие (или даже вышедшие) из бытования языки (гэлский в Ирландии и Шотландии; воскрешается "корну" - вымерший в позапрошлом веке корнуоллский.
Видимо, это связано с такими (неизбежными - если господин Силантьев не хочет назад в средневековье; правда, тогда не будет ни автомобилей, ни унитазов, ни пива в банках) особенностями современности, как растущая образованность и легкость обмена информацией. Это может радоваьть, или не, но это - факт.

Источник http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Ni-za-ni-protiv-a-sovsem-naoborot
« Последнее редактирование: 29 Июля 2009, 22:59:23 от Glas » Записан
Ариец
Самый самый перс
Ветеран
*****

Карма: +745/-432
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17343


Keep things moving!


« Ответ #1 : 29 Июля 2009, 23:20:54 »

Мы это с Дьяконом уже проходили.  Крутой
Записан

Добро пожаловать в фан-уголок Свердловских Шофёров на k-ur.ru.

Любишь спорт? Есть что сказать? Не стесняйся, заходи!
Ы
ударим гипнозом по слабообороняющемуся моску человеков ======================
Ветеран
*****

Карма: +136/-76
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3288


HomoSapiens Must Die


WWW
« Ответ #2 : 29 Июля 2009, 23:26:11 »

ИМХО НЕТ, только если по согласию всех родителей в классе, либо изначально создавать класс с "духовным уклоном",  полностью перечитывать лениво)) поэтому вот вопрос по содержанию, а какую религию собрались преподавать и кто этим будет заниматься?
Записан

Во имя Ынтернета, Ынтелекта и Великого Ы

Glas
Гость
« Ответ #3 : 30 Июля 2009, 00:06:41 »

Да там,  в верхах,  совсем растерянные дети. В замешательстве Учебники, программы, дополнительный штат преподавателей...Кто-нибудь посчитал, во сколько десятков миллионов рублей данная благость обойдётся? Шокирован Запостила, потому что и я, и коллега выслушивали обвинения типа "еретики".
« Последнее редактирование: 30 Июля 2009, 06:58:46 от Glas » Записан
Ы
ударим гипнозом по слабообороняющемуся моску человеков ======================
Ветеран
*****

Карма: +136/-76
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3288


HomoSapiens Must Die


WWW
« Ответ #4 : 30 Июля 2009, 00:25:01 »

ИМХО тот кто вас в обвинял в еретичестве просто банальный фанатик
Записан

Во имя Ынтернета, Ынтелекта и Великого Ы

Nikolaich
Гость
« Ответ #5 : 30 Июля 2009, 06:43:44 »

Дело в том, что церковь, в том виде, в котором она существует сейчас - это пережиток древности. И обучать детей религиозным основам - это не есть правильно до тех пор, пока они (представители РПЦ) не приведут в порядок свои песания и принципы, не изменят их в соответствиии с уровнем развития современного человека.

З.Ы. Есть предложение ввести в школьную программу предмет "Изготовление наконечников для стрел и копий из камня".
Давайте уж полностью отбросим назад своё сознание!  Гадость
Записан
Glas
Гость
« Ответ #6 : 30 Июля 2009, 07:10:06 »

ИМХО тот кто вас в обвинял в еретичестве просто банальный фанатик

Не смогу так сказать.  Улыбка Аргументы приводятся, мол религия плохому не научит. Дети нынешние  не боятся родителей, поэтому хотя бы Бога убоятся. Религия, как система организация дисциплины духа, может заменить ранее существовавшую коммунистическую идеологию. Вроде всё логично. С другой стороны, считаю, вырастет ребенок, сам решит,  чему верить и от кого ремня получать. Подмигивающий

Цитировать
Есть предложение ввести в школьную программу предмет "Изготовление наконечников для стрел и копий из камня".
А вот эта фраза очень понравилась. Улыбка
Записан
Ариец
Самый самый перс
Ветеран
*****

Карма: +745/-432
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17343


Keep things moving!


« Ответ #7 : 30 Июля 2009, 07:24:56 »

Записан

Добро пожаловать в фан-уголок Свердловских Шофёров на k-ur.ru.

Любишь спорт? Есть что сказать? Не стесняйся, заходи!
K.D.E.
Ветеран
*****

Карма: +251/-57
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 2331



« Ответ #8 : 30 Июля 2009, 07:56:15 »

а ваще нахЭра нам конституция если, те, кого мы называем, политиками, от туалетной бумаги её не отличают?

Осталось припаять к РПЦ кагэбэйку, в качестве карательного органа, и все бояцца будут  Шокирован ...  Йа креведко
Записан

«Продажи  - это самая высокооплачиваемая работа среди тяжелых, и самая легкая среди низкооплачиваемых...»
Glas
Гость
« Ответ #9 : 30 Июля 2009, 08:34:52 »

 
Цитировать
поэтому вот вопрос по содержанию, а какую религию собрались преподавать и кто этим будет заниматься?

Вчера полистала тучу источников. Поняла, что пока идет сыр-бор и спор -  историю православия преподавать в школах, так как  основная религия в стране, либо сразу историю  четырех. Президент "за" духовное воспитание обеими руками в целом. Фурсенко ( министр образования) сомневается, кочевряжется, но установку понял. Сейчас представители различных конфесий спорят ...Но едины в одном...Говорят, что и преподавателей предоставят, и учебники у них есть. Но платить-то  кто будет? Не прихожане, а еретики (то есть с наших налогов) получается.
Записан
Ы
ударим гипнозом по слабообороняющемуся моску человеков ======================
Ветеран
*****

Карма: +136/-76
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3288


HomoSapiens Must Die


WWW
« Ответ #10 : 30 Июля 2009, 08:39:07 »

Я всетаки вижу в данной ситуации один выход который устроит всех, это создание спец классов с "духовным уклоном" и "им" так проще всеравно экспериментально его сначала вводит будут
Записан

Во имя Ынтернета, Ынтелекта и Великого Ы

Glas
Гость
« Ответ #11 : 30 Июля 2009, 08:48:54 »

Я всетаки вижу в данной ситуации один выход который устроит всех, это создание спец классов с "духовным уклоном" и "им" так проще всеравно экспериментально его сначала вводит будут

Такие школы ( воскресные) и классы с уклоном уже имеются в наличие ( В Каменске в форме элективных курсов, а по стране, действительно, есть целые классы). Речь идет о введении полноценного предмета в школьную сетку. Шокирован Причем споры идут давно, но почему-то перед началом учебного года наши правители засуетились по данному вопросу. Очень много мнений, подводных течений. Причем запостила самое спокойно-разжеванное. Люди в крайности кидаются. От "не хочу", до обязательного "надо". У каждого в голове своё мнение.


*Прилепить голосовалку не получается. В замешательстве

Добавлю из свежих новостей.

Начался сбор подписей под открытым Обращением к президенту РФ Дмитрию Медведеву против клерикализации светской школы



Инициативная группа ученых, правозащитников, родителей учащихся начала сбор подписей под открытым Обращением к президенту РФ Дмитрию Медведеву против «клерикализации общеобразовательной школы».

Сбор подписей инициировал Владимир Абдрашитов, лидер инициативной группы родителей. Обращение также поддержал Институт религии и права.

Авторы обращения требуют от организаций, «претендующих на участие в воспитании детей», подтвержденного положительного результата их педагогической методики.

По мнению сторонников Обращения, необходимо «исключить деление религий на «традиционные» и «нетрадиционные», соблюсти конституционные принципы светскости в образовании, равенства всех конфессий перед законом и необходимость сотрудничества государства со всеми общественными организациями, в т. ч. и с религиозными объединениями России, как активными участниками построения гражданского общества в нашей стране».

В Обращении отмечается, что в связи с перечисленными претензиями надо отправить проект «Концепции духовно-нравственного воспитания школьников» на доработку, а при Минобрнауки РФ создать Наблюдательный совет из общественных и религиозных деятелей, правозащитников, юристов, представителей родителей, которые выступали с обращениями в адрес органов власти как в защиту, так и с критикой преподавания религии в светской школе.

Напомним, что 21 июля на специальном совещании президент РФ предложил начать в 18 регионах страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры.
« Последнее редактирование: 30 Июля 2009, 08:57:08 от Glas » Записан
Ы
ударим гипнозом по слабообороняющемуся моску человеков ======================
Ветеран
*****

Карма: +136/-76
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3288


HomoSapiens Must Die


WWW
« Ответ #12 : 30 Июля 2009, 09:02:07 »

прилипил голосовалку
Записан

Во имя Ынтернета, Ынтелекта и Великого Ы

Ариец
Самый самый перс
Ветеран
*****

Карма: +745/-432
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 17343


Keep things moving!


« Ответ #13 : 30 Июля 2009, 09:26:34 »

Записан

Добро пожаловать в фан-уголок Свердловских Шофёров на k-ur.ru.

Любишь спорт? Есть что сказать? Не стесняйся, заходи!
K.D.E.
Ветеран
*****

Карма: +251/-57
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 2331



« Ответ #14 : 30 Июля 2009, 09:28:39 »

Я всетаки вижу в данной ситуации один выход который устроит всех, это создание спец классов с "духовным уклоном" и "им" так проще всеравно экспериментально его сначала вводит будут

Кабинеты стилизованы чтоп под интерьер церковно-приходской школы.
Записан

«Продажи  - это самая высокооплачиваемая работа среди тяжелых, и самая легкая среди низкооплачиваемых...»
Страниц: [1] 2 3 ... 12   Вверх
Печать
Перейти в:  

Новости
Каменска-Уральского

Все новости
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!