Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Каменск-Уральский интернет портал

Форум Виртуального Каменска


Мы в социальных сетях:
Виртуальный Каменск в ВКонтакте  Виртуальный Каменск на Одноклассниках
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
18 Декабря 2024, 06:53:35

Войти
* Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
+  Виртуальный Каменск
|-+  Каменск-Уральский. Город. Люди
| |-+  Краеведение (Модераторы: Ицик, сидоров)
| | |-+  Из истории Синарского Трубного Завода
Страниц: [1] 2 3 ... 25   Вниз
Печать
Автор Тема: Из истории Синарского Трубного Завода  (Прочитано 119905 раз)
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему.
Blaze
Ветеран
*****

Карма: +477/-180
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8940



« : 03 Июля 2010, 22:59:09 »

Не знаю, относится ли эта новость к истории Каменска. Наверно, относится.
Поздравляю земляков. Наконец-то космонавт Константин Вальков назначен в экипаж МКС. Старт запланирован на 30 марта 2012 года. Его командиром будет Сураев, который недавно вернулся из полета на МКС. Сураев во время полета вел блог. Вальков учился в школе №18. Я давно слежу за его судьбой. У него есть страница в "Одноклассниках".
Из космонавтов, чья судьба связана с Каменском-Уральским, в "Энциклопедии космонавтов" есть только Беляев. Я 1 год учился в школе №1, на которой висела мемориальная доска в честь Беляева. Сейчас там какое-то другое учреждение. Действительно ли он там учился? В Каменске как-нибудь разрабатывается тема пребывания Беляева, кроме топонимов?.

Беляев учился в школе №3. В старших классах. Его семья в Каменске приезжая. В свое время на одной из парт была закреплена табличка: "За этой партой учился летчик-космонавт, герой СССР..." Проживал, вероятно, не по далеку. За сим площадь и улица его имени.
Записан
Apollo
Старожил
****

Карма: +76/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1177


« Ответ #1 : 04 Июля 2010, 22:45:02 »

Здание школы №3 построено по типовому проекту, если не ошибаюсь, конца 40-х - конца 50-х годов. Беляев окончил школу в 1942 г. Где теперь школа №1? Когда я в ней учился, то эту парту с табличкой видел собственными глазами.
Записан
Blaze
Ветеран
*****

Карма: +477/-180
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 8940



« Ответ #2 : 04 Июля 2010, 22:59:38 »

О блин, точно соответствует теме: ...воспоминания...

И я, помнится, видел в школе №3 такую табличку. И учился, в той школе им. Горького, восемь лет (пока в технарь не поступил). И был в той школе в годы войны госпиталь. И музей школьный был, в годы моей учебы, где обо всем этом рассказывалось. Т.е. здание школы в военные годы существовало. В какие годы там госпиталь был не скажу, не помню.

ЗЫ На сегодня здание не соответствует нормам для детских учреждений, т.к. имеет более двух этажей.

ЗЗЫ А может быть он и там и там учился?  Шокирован  Одновременно.  Крутой
 Смеющийся
Записан
Симон
Новичок
*

Карма: +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 7


« Ответ #3 : 12 Сентября 2010, 14:27:28 »

Спасибо, братцы, за познавательные записки и потраченное время!
Помнится читал книгу об истории Синарского Трубного завода, там подробно описывались условия проживания работников со времен возведения завода, доносы друг на друга, и прочие кошмары сталинского времени. Вот бы найти интернет-версию!
С нетерпением жду продолжения воспоминаний и археологические изыскания уважаемых блоггеров.
Записан
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« Ответ #4 : 12 Сентября 2010, 21:13:24 »

К сожалению указанная книга о СТЗ не попадалась. Первыми строителями и СТЗ и УАЗа были "враги народа" спецпоселенца. Как это не прискорбно но это факт. Почему "прискорбно".  В наше время рушится миф об энтузиазме тысяч сознательных трудящихся СССР и комсомольцев добровольцев которые по велению партии и правительства по собственному порыву поехали на "Встречный Урало-Кузбасс". Так называлась тогда стройка. Конечно и они были, но прискорбно то, что основную массу строителей составляли оказывается "враги".  О буднях первых строителей УАЗа и СТЗ можно почитать у Феклы Андреевой
  http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages663f.html?Key=24421&page=2#1
        Есть еще более страшная книга, но она о спецпоселенцах брошенных в тайгу в бассей р. Тура.  Называется "Амональное" быль" Я бывал в тех местах. Книга впервые рассказывает о спецоперации НКВД "Военный завод". Это район Обжига, Карелино, Касалманки.
        Кстати 25 штрафной барак СТЗ по некоторым данным стоял до конца 80 годов. В нем тогда располагался свинарник 47 зоны.  Он стоял в болоте и пройти к нему и тогда было непросто, да и зона рядом. Командовал им вольнонаемный Паша Диппершмидт.  Немец и хороший мужик кстати, тоже из сосланных. Он приехал в город с северных лагерей. Умер где-то в середине 80 х. Пусть ему земля будет пухом. Правда что этот свинарник был штрафным бараком документально не подтверждено. Сейчас  его нет, снесен.  Книга "Амональное" быль" ранее была в интернете, но сейчас я ее к сожалению не могу найти. Она есть у меня и если интересно - выложу.
« Последнее редактирование: 17 Сентября 2010, 17:47:54 от nebel23 » Записан
Симон
Новичок
*

Карма: +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 7


« Ответ #5 : 12 Сентября 2010, 21:46:49 »

Книга об истории СТЗ наверняка есть в музее СТЗ. К сожалению, я уже не в Каменске. Помню, что там очень много документов - от распоряжений по заводу, до доносов. Есть и воспоминания рабочих, поселенцев и руководителей. Спасибо за ссылки.
Записан
Apollo
Старожил
****

Карма: +76/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1177


« Ответ #6 : 16 Сентября 2010, 13:02:08 »

Прочитал в "Науке и жизни" http://www.nkj.ru/archive/articles/509/ статью про строительство СТЗ. Вроде ничего нового не узнал, а все равно зло берет на краснопузых коммуняк. Одно дело, когда речь идет о репрессиях вообще, другое - когда зверства происходили тут, в родных местах. Наверно, те, кто работали в охране, еще живы где-нибудь по соседству. Еще, поди, и гордятся заслугами и сетуют на современные нравы. Ветераны, блин.
Наверно, в 30-е годы в Каменске смертность была как в блокадном Ленинграде.
Записан
Nebulus
Старожил
****

Карма: +69/-18
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 759



« Ответ #7 : 16 Сентября 2010, 17:30:21 »

Цитата из брошюры:
Рядом с Каменско-Синарским заводом построится одновременно с ним целый ряд заводов, которые используют его жидкий чугун для передела. Одним из таких заводов станет радиаторный, мощностью первой очереди в 100 тысяч тонн, затем труболитейный с мощностью первой очереди в 150 тысяч тонн, завод изложниц мощностью в 100 тысяч тонн, завод колес "Графика", обеспечивающий вагоностроение всего Востока, завод прокатных валков и другие предприятия, изготовляющие свои изделия в массовом масштабе.

Что за заводы: радиаторный, изложниц, прокатных валков?  Завод колес "Графика" - это литейный?
видимо очень старая брошюра. синарский завод задумывался как металлургический комбинат. но.. в конце концов оформилось решение строительства завода по производству труб и отводов.. 1 апреля 34 года завод начал выпускать продукцию.
для радиаторного завода и прочих чугуна не предвидилось. литейный завод (КУЛЗ) "запустился" во время войны, в 42 году. и производил тормозные диски для самолетов.. базу производства составило оборудование эвакуированного подмосковного балашихинского литейного завода.
Записан
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« Ответ #8 : 16 Сентября 2010, 19:47:20 »

Еще до революции встал вопрос развития металлургической промышленности, а это проблеммы угля и руды. Летом 1917 года по приглашению правительства с инспекционной поездкой на Урале и в Сибири побывали американские специалисты, но результатов не было. В 1918 году работы были продолжены. Постановлением Президиума ВСНХ 28 марта 1918 года был создан Уральский горнозаводской комитет, для выяснения природных богатств Урала и Кузнецкого бассейна и разработки планов их рационального использования, при горно-металлургическом отделе ВСНХ была создана Уральская комиссия. Изначально решение проблемы виделось в организации встречных транспортных потоков – уголь из Сибири на Урал, в обратном направлении – руда. Впервые была высказана идея «маятника»: уголь Кузбасса – Уралу, руда Урала – Кузбассу. Однако после пришли к выводу что необходимо закладывать железорудные предприятия и в самой Сибири. Окончательное решение о реализации Урало-Кузбасса было принято позже, а в 1921-1927 годах.  В 1925 году при Совете Труда и Обороны была создана специальная комиссия, на которую была возложена задача подготовки ТЭО Урало-Кузнецкого проекта и выбора оптимальных площадок строительства.
 Объединив потоки сырья в стране можно было создать полноценную вторую металлургическую базу, в дополнение к уже существовавшей Южной. Именно этот план и привел в конечном итоге к появлению двух гигантов – Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов (КМК).
         В апреле 1930 года по инициативе ленинградцев (завод им. К.Маркса") широкое распространение на местах получило движение встречных промфинпланов. Бригады, цеха, заводы города и области в ответ на планы центральных органов власти принимали встречные планы.  В частности Уральская область в ответ на правительственный план развития Кузбасса приняла свой встречный план строительства метал. предприятий в Каменске (Удобное место, наличие раб силы, и т.д.)  И не завода а комбината в который входили бы перечисленные Симоном заводы. Однако надежды на крупные залежи железной руды на Урале не оправдались – ее добыча падала, и на Урал приходилось завозить железное сырье из Украины и Центрального промышленного района.В связи с этим и неостаточностью финансирования со стороны центра,скудностью собственных средств весь план "Встречный Урало Кузбасс" не удался. Да и желающих получить финансирование своих регионов было достаточно.  Из задуманного остался СТЗ и УАЗ.  После 1933 года все внимание было сосредоточено на оборонных отраслях. Так мы не стали второй магниткой, может это и к лучшему
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2010, 20:02:57 от nebel23 » Записан
Joshin
Ветеран
*****

Карма: +563/-40
Offline Offline

Сообщений: 5418


Too Old to Rock 'n' Roll Too Young to Die!


« Ответ #9 : 18 Ноября 2010, 08:32:37 »

Кстати о железных рудах. Известно, что СинТЗ первоначально проектировался как металлургический комбинат с полным циклом переработки, т.е. с доменным производством, мартеновским или конвертерным и прокатным. Как сырьевую базу рассматривали местные месторождения. После от этой затеи отказались, то-ли по причине бедности местных руд, то-ли ограниченности их запаса
Записан


Ну, а тем временем
Что же нам делать с такой бедой?
Какая роль здесь положена мне?
Для тех кто придет ко мне -
Чайник держать на огне
И молча писать
Письма с границы между светом и тенью
nebel23
Ветеран
*****

Карма: +507/-12
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5595



WWW
« Ответ #10 : 23 Ноября 2010, 23:17:00 »

Кстати о железных рудах. Известно, что СинТЗ первоначально проектировался как металлургический комбинат с полным циклом переработки, т.е. с доменным производством, мартеновским или конвертерным и прокатным. Как сырьевую базу рассматривали местные месторождения. После от этой затеи отказались, то-ли по причине бедности местных руд, то-ли ограниченности их запаса

В пятилетнем плане Синарстроя или как его потом называли "Встречный Урало-Кузбасс" нет. Кабаков только через год в 1931 году добился от правительства включение его в план финансирования пятилетки. Предполагался законченный цикл: туда - железорудное сырье, оттуда - трубы, литье, прокат. Т.е. это должен был быть комбинат по выплавке литейного чугуна с включением в него  радиаторного завода, труболитейного, завода изложниц, завода колес "Графика", завода прокатных валков и других предприятий.  Однако все силы и финансы были брошены на Магнитку, ВИЗ и НТМК и средств явно не хватало, поэтому к 1941 году "Встречный Урало-Кузбасс" представлял жалкое зрелище состоящее из двух фактически цехов не помню точно, но кажется фасонолитейный, второй трубный.  Почему от строительства гиганта отказались точно наверно и не узнать, то ли денег не было, то ли руда кончилась.  Но все таки база была заложена и в 1941 году после эвакуации заводов из оккупированных областей СИнТЗ стал действительно гигантом.

Да кстати. В 1931 году за считанные дни работники СинТЗ проложили водопровод от завода до Каменки. Есть даже фото этого трубопровода 1931 года, но вот где он проходил к сожалению неизвестно. Может кто то знает?
 
« Последнее редактирование: 23 Ноября 2010, 23:36:28 от nebel23 » Записан
Joshin
Ветеран
*****

Карма: +563/-40
Offline Offline

Сообщений: 5418


Too Old to Rock 'n' Roll Too Young to Die!


« Ответ #11 : 24 Ноября 2010, 14:45:55 »

Кстати о железных рудах. Известно, что СинТЗ первоначально проектировался как металлургический комбинат с полным циклом переработки, т.е. с доменным производством, мартеновским или конвертерным и прокатным. Как сырьевую базу рассматривали местные месторождения. После от этой затеи отказались, то-ли по причине бедности местных руд, то-ли ограниченности их запаса

В пятилетнем плане Синарстроя или как его потом называли "Встречный Урало-Кузбасс" нет. Кабаков только через год в 1931 году добился от правительства включение его в план финансирования пятилетки. Предполагался законченный цикл: туда - железорудное сырье, оттуда - трубы, литье, прокат. Т.е. это должен был быть комбинат по выплавке литейного чугуна с включением в него  радиаторного завода, труболитейного, завода изложниц, завода колес "Графика", завода прокатных валков и других предприятий.  Однако все силы и финансы были брошены на Магнитку, ВИЗ и НТМК и средств явно не хватало, поэтому к 1941 году "Встречный Урало-Кузбасс" представлял жалкое зрелище состоящее из двух фактически цехов не помню точно, но кажется фасонолитейный, второй трубный.  Почему от строительства гиганта отказались точно наверно и не узнать, то ли денег не было, то ли руда кончилась.  Но все таки база была заложена и в 1941 году после эвакуации заводов из оккупированных областей СИнТЗ стал действительно гигантом.

Самый старый цех- труболитейный (ТЛ-1) еще стоит на месте, но не эксплуатируется. В умах "Синары" периодически рождаются планы по его демонтажу, но видимо всё упирается в финансирование. Разобрать корпус с монолитным каркасом из сталинского железобетона- затея не дешевая. А вот старые электролизные корпуса УАЗ, так- называемая 5 и 6 серия электролиза, там где собственно и выплавлялся алюминий для нужд воюющей страны, скоро будут демонтированы. На спутниковом фото- состояние май 2010. Желтым выделены старые корпуса
« Последнее редактирование: 24 Ноября 2010, 15:01:39 от Joshin » Записан


Ну, а тем временем
Что же нам делать с такой бедой?
Какая роль здесь положена мне?
Для тех кто придет ко мне -
Чайник держать на огне
И молча писать
Письма с границы между светом и тенью
Майский
Молчи, дурак, молчи!
Ветеран
*****

Карма: +410/-93
Offline Offline

Сообщений: 7866


Устал от поисков позитива...


« Ответ #12 : 24 Ноября 2010, 16:30:54 »


Самый старый цех- труболитейный (ТЛ-1) еще стоит на месте, но не эксплуатируется.
Блин, я там производственную практику слесарил... там же метров 30 высота... Это тот цех, где вертикально трубы лили?
Записан
Joshin
Ветеран
*****

Карма: +563/-40
Offline Offline

Сообщений: 5418


Too Old to Rock 'n' Roll Too Young to Die!


« Ответ #13 : 24 Ноября 2010, 16:35:11 »


Самый старый цех- труболитейный (ТЛ-1) еще стоит на месте, но не эксплуатируется.
Блин, я там производственную практику слесарил... там же метров 30 высота... Это тот цех, где вертикально трубы лили?
Он самый!
Записан


Ну, а тем временем
Что же нам делать с такой бедой?
Какая роль здесь положена мне?
Для тех кто придет ко мне -
Чайник держать на огне
И молча писать
Письма с границы между светом и тенью
Apollo
Старожил
****

Карма: +76/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1177


« Ответ #14 : 24 Ноября 2010, 17:30:42 »

Это тот самый, который как небоскреб возвышается в районе завода? Который издалека видно?
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 25   Вверх
Печать
Перейти в:  

Новости
Каменска-Уральского

Все новости
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!