Я прошу меня опять простить и понять, но мне хочется изложить еврейское понимание дьявола, чёрта, шайтана... Иудаизм, видимо, единственная религия, в которой нет понятий типа падшего ангела и т.п., олицетворяющего зло и борющегося с Б-гом.
Б-г, с точки зрения иудаизма, Всесильное существо, и допустить, что есть в мире кто-то или что-то, не подчиняющееся Ему, - это значит отрицать Всемогущество Б-га и Его самого как Б-га Единого и Всесильного.
Да, в Священном писании упоминается ангел по имени Сатан, но нигде не говорится, что он "пал" или вышел из подчинения Б-га, или стал с Ним бороться.
Согласно Торе, Сатан (враг-обличитель по русски) - один из ангелов Б-га и, как любой из них, создан для выполнения определённых задач. Обязанностью Сатана является выполнение воли Творца, ставя препятствия человеку или обличая его в Небесном Суде.
Разумеется, никакой речи не может быть о выходе любого ангела из подчинения Б-гу, так как ангелы существа несвободные (свободой выбора во Вселенной обладают только два существа: Б-г и человек). Спасибо!
"Иудаизм, как одна из древних монотеистических религий, как и остальные религиозные системы, не обошла стороной вопрос наличие зла в этом мире. Нужно отметить, что в различных иудаистских источниках мы находим несколько обоснований рассматриваемого явления.
Проблема такого различного толкования связана с тем, что наряду с обще-принятым учением, существуют и апокрифическая литература, и каббала. Каж-дый источник привносит в общую картину мира свое объяснение злу.
Но, несмотря на различные взгляды, все они сходятся в одном. Зло проявляется через некое сверхъестественное существо, известное нам как Сатана или Дьявол (греч. «клеветник», встречается в Септуагинте вместо Сатана). Сатана ответственнен за все грехи человечества, начиная от грехопадения первых людей.
Чтобы полнее понять природу зла, необходимо для начала обратится к этимологии слова Сатана. Это слово пришло к нам с иврита. В своем изначальном значении сатана (сатан) – имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует или мешает. Как имя определенного ангела имя Сатана впервые появляется около 520 г. до н. э. в книге пророка Зехарйа (Захарии) 3:
«(1) И показал Он мне Йеошуу, священника великого, стоящего пред ангелом Г-сподним, и сатана, стоящего справа от него, чтобы обвинять его.
(2) И сказал Г-сподь сатану: разгневается Г-сподь на тебя, сатан, разгневается на тебя Г-сподь, избравший Иерушалаим! Ведь он головня, спасенная из огня»
и книге Ийов (Иов) (1–2).
Теперь попытаемся кратко рассмотреть каждую точку зрения на происхождение зла. В традиционном иудаизме Бог – это всеблагое существо, которое является причиной всего существующего. Здесь под существующим понимается не только видимый нами мир, но и мир невидимый: ангелы. Они были сотворены Богом как «помощники» в его делах, но имели между тем свободу выбора, т.е. они могли по своей воли выбрать: подчиняться воле Господа или отойти от него. Благодаря такой свободе выбора один из них ослушался Бога и был низвергнут с небес. Об этом событии нам повествует Библия (один из первоисточников по иудаизму), а именно книга Йешайа (Исаии) 14:12-15:
«(12) Как пал ты с неба, утренняя звезда, сын зари, низвержен на землю, вершитель судеб народов!
(13) И сказал ты в сердце своем: "взойду я на небо, выше звезд Божьих вознесу я престол мой и буду сидеть на горе собрания, на краю севера;
(14) Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему".
(15) Но ты низвергнут будешь в преисподнюю, к краям ада.».
Несмотря на то, что с эти слова были обращены к Вавилонскому царю и не указывают на прямую связь с Сатаной, в период апокалиптических преданий пад-шая звезда уже связывается с Сатаной, и это место, в частности, стало объяснение причин падение ангела.
Так же нужно отметить, что в традиционном иудаизме фундаментов для зла является ослушание Адамы и Евы не вкушать плоды с древа познания добра и зла, убийство Авеля Каином и грехопадение ангелов, согрешивших с дочерьми человеческими от союза которых произошли гиганты. Последнее является важным событием, т.к. именно ему некоторые раввины и богословы приписывают причину падения ангелов.
Теперь обратимся к апокрифическим книгам, в которых содержится гораздо больше разнообразной информации о Сатане. В частности богаты материалом такие иудейские апокрифы как «Книга Еноха» и «Книга юбилеев». Данные книги говоря о происхождении персонифицированного зла, считают, что изначально Сатана не является падшим ангелом, а исполняет волю Бога, т.е. является неким инструментом для наказания нарушивших завет. Сатана входит в бней-ха-елохим (сыны божии), которые держат совет с богом. Но часть так называемых «сынов Божиих» пала из-за вожделения, которое они испытывали к женщинам, о котором говорилось выше. В «Книге Еноха» рассказывается о путешествии автора в Шеол , где он встречает падших ангелов, некогда входящих в состав «сынов Божьих». Повелителем этих падших ангелов был Семъйяза (Енох 2:7): «7. И вот имена их начальников: Семъйяза, их начальник…». Это имя тесно связано с Сатаной, как предводители падших ангелов.
Так же мы можем отметить то, что в апокрифическом иудаизме падение Сатаны связывается с превышением его обязанностей как орудия наказания.
И наконец, следует обратиться к эзотерическому иудейскому учению – Каббале. В первую очень необходимо отметить, что данное учение, сложившееся в период с 1 по 3 вв.н.э., основано на предположении о скрытом смысле, заложенном в Танахе. Сама каббала на протяжении всей своей истории попадала под разные влияния, из-за чего возможно выделить различные каббалистические течения, самые известные из них: лурианская каббала, гностическое направление «левого столба», экстатическая каббала и другие. В каждом из этих течений особое место занимало учение о происхождении зла. Наиболее интересными концепциями зла являются представления о нем, изложенные в лурианской каббале и в испанских течениях. Но чаще всего зло является либо некой независимой от Бога силой, обитающей в низших мирах, либо зло является самостоятельной сущностью, которая образует «отрицательное отражение Божественного мира» или «другую сторону» (ситра ахара) (Учение об «изнанке мира»).
Лурианская каббала описывает происхождение зла как космическую катаст-рофу, состоящую в том, что сосуды не смогли вместить свет, исходивший из глаз Адама Кадмона (первое божественное творение), т.к. этот свет, под которым понимается творческий потенциал Бога, был очень силен. Частицы этого света рассеялись по всей вселенной и стали добычей для злых духов, властвующих в низших мирах. Теперь эти частицы находятся «в плену» у сил зла, а задача человека возвратить их к источнику.
В испанской каббале, которая представлена различными течениями, источником зла служит разделение между Божественными атрибутами кары и милосердия. Начало суда и кары, несмягченные любовью и милосердием порождают злое начало, область темных эманаций и демонических сил. Но даже здесь, согласно книге Зогар (Зоар или Зохар) содержаться частички добра."(с)