Каменск-Уральский интернет портал
СУББОТА 28 сентября 2024 г.

Поддержим бизнес? Но как?
Бизнес - Бизнес ликбез
Автор: lince   
20 Мая 2009 4853
0
0

{hsimage}Журнал «Эксперт-Урал» опубликовал материал, посвященный анализу антикризисных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, предпринимаемых государством.

В числе городов, где оценивалось состояние малого бизнеса и его роль в городской экономике, попал и Каменск-Уральский. Автор статьи, главный редактор журнала «Эксперт-Урал» Дмитрий Толмачев  в своем материале использовал данные последних исследований:  доклад ГУ-ВШЭ «Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики» и расширенное на выборку из 55 городов Урала осеннее исследование малого бизнеса АЦ «Эксперт-Урал». Кроме того, журнал совместно с УрГУ провел круглый стол «Возможности развития малого бизнеса в условиях спада».

Чем интересны эти исследования? Каменск-Уральский сейчас встал перед проблемой развития и поддержки малого бизнеса. В ситуации, когда объемы производства на крупнейших городских предприятиях падают, сокращенным с прежних рабочих мест горожанам буквально некуда идти работать. И, хотя меры по поддержке малого бизнеса предпринимаются, наверное, они недостаточно эффективны.

По крайней мере, на пресс-конференции депутата Государственной Думы Виктора Якимова большинство вопросов журналистов были посвящены именно этой теме: что делает государство, чтобы поддержать малый бизнес.

Итак, что же думают аналитики о состоянии малого бизнеса в Каменске-Уральском? Они делят все уральские города на несколько категорий:

В наиболее выгодной позиции в вопросах развития малого бизнеса, безусловно, находятся крупные города-миллионеры, а также «такие развитые с точки зрения малого и среднего предпринимательства города Урала, как Магнитогорск и Сатка (их успех обусловлен наличием штаб-квартир ММК и группы Магнезит); транзитная агломерация Миасс — Златоуст; южный куст небольших городов Пермского края, экономически тяготеющий к богатым городам Башкортостана и Татарстана (Чайковский, Чернушка, Оса и др.)». В наименее выгодной – так называемые моногорода – где имеется одно основное градообразующее предприятие да и то медленно умирает. Это города севера Свердловской области и некоторые – Челябинской. Там «заниматься поддержкой утопающих малых предприятий бессмысленно, в которых основной объем помощи должен идти по линии пособий по безработице и программ переселения».

Каменск-Уральский вместе с Нижним Тагилом и пермскими Березниками попал в категорию где, «уровень развития МСБ невысок, несмотря на значительную численность населения и размер потребительского рынка. Это по меньшей мере повод задуматься над оценкой работы указанных муниципалитетов в части создания условий для предпринимательства». 

Многие годы наш город жил в основном благодаря промышленным предприятиям. Малый бизнес был в обслуживающей позиции. Да и средние предприятия, которые годами работали в Каменске-Уральском, в 90-е годы потихоньку «приказали долго жить».

Несмотря на то, что в городе давно существует и фонд поддержки предпринимательства, и несколько общественных предпринимательских организаций, другие институты, в состоянии кризиса город увидел, что малый бизнес неразвит.

Какие же меры принимаются в городе, области, стране:

«На уровне федерации это программа ВЭБа по кредитованию МСП (малых и средних предприятий) (30 млрд. рублей), поддержка региональных программ развития МСП на условиях софинансирования (10,5 млрд. рублей), распространение на муниципальные закупки требований по квотам для МСП, ограничение проверок предприятий, а также предоставление субъектам права снижения ставки налога для предприятий, работающих на УСН, с нынешних 15% до минимум 5%. Чтобы не возникало иллюзий по поводу величины выделенных средств, заметим: Казахстан, будучи примерно в десять раз меньше по размеру экономики и численности населения, выделил на поддержку малого бизнеса сопоставимую сумму — 4 млрд. долларов, ограничив при этом проверки малых предприятий на год. Тем не менее и этот ресурс может быть эффективным».

Сразу несколько программ, как городских, так и областных, предусматривает содействие в открытии своего дела. В рамках работы городского центра занятости – переобучение безработных навыкам ведения собственного бизнеса, выдача «подъемных» кредитов. Однако эксперты сомневаются в эффективности таких мер:

«Из полутора миллиардов рублей свердловской программы примерно пятая часть будет направлена на обучение начинающих предпринимателей и предоставление части из них грантов на обзаведение собственным делом. Но насколько целесообразно в кризис обучать начинающих предпринимателей? Кризис это всегда упрощение экономики, деградация, когда первыми пересыхают как раз те небольшие ручейки, в которых плескались малые предприятия. А ставка делается на то, что уволенный с предприятия человек в условиях схлопывания многих рыночных ниш в отсутствие кредита пойдет открывать свое дело. Намного больше шансов занять чудом уцелевшие ниши имеет не этот не самый успешный элемент, а уже действующее малое предприятие. Впрочем, вреда от меры не будет».

Какие же меры – на самом деле эффективны? Депутат Госдумы Виктор Якимов приводил пример Германии. Крупнейшее машиностроительное предприятие завод БМВ окутан мелкими фирмочками, выполняющими его заказ. Однако, скорее всего, эта меры была бы эффективна как раз на подъеме экономики. Эксперты больше уповают на государство, государственные корпорации: «Каналы трансляции влияния в экономику — Фонд ЖКХ, Олимпстрой, другие госкорпорации и компании с преобладающим участием государства — имеют КПД паровоза, но в нынешних условиях ничего лучшего ждать не приходится.». Что ж, пример такой трансляции мы имеем: почти 500 млн. рублей, выделенных на реализацию 185-го закона о капитальном ремонте жилого фонда и сносе ветхого жилья. Эти средства – значительное подспорье для предприятий ЖКХ и строительных фирм. Но в масштабах всего города все же этого недостаточно.

Еще одну меру специалисты считают действенной: это усиление юридической и информационной поддержки малого и среднего бизнеса. Надо отметить, что количество семинаров, которые проводит для предпринимателей отдел содействия предпринимательству городской администрации в этом году возросло.

К сожалению, принимаемые меры не ведут к увеличению доли малого бизнеса в экономике города. Почему? Вывод экспертов неутешителен, хотя закономерен: все эти меры – долгосрочного порядка, и были бы эффективнее в экономически благоприятные годы. Финансовая поддержка малого бизнеса больше существует на словах – специалисты считают, что программа Внешэкономбанка, куда были направлены государственные средства, реально пока не заработала.  Увы – малый бизнес – часть нашей экономики и вовсе не существует в каком-то оазисе.

 
наверх