Старая водонапорная башня близь станции «292 км» — памятник железнодорожной технике. Ей уже больше 120 лет. В наши дни кирпичный остов сооружения является единственным свидетелем первой в г. Каменске-Уральском железной дороги.
В кон. XIX в. в Каменском Заводе в разы увеличилось число зажиточных крестьян и представителей купечества. Это отобразилось не только на известности и экономике поселка, но и на его внешнем виде.
К началу ХХ в. Каменск-Уральский выглядел не очень опрятно. Дымили заводские трубы, городской пруд был полон нечистот, дороги — разбиты. Центральная улица, Большая Московская, после дождей превращалась в огромную лужу, так как ливневые каналы постоянно забивались мусором и камнями. В темное время суток дорога освещалась тусклыми керосиновыми фонарями, которые не всегда работали исправно. Однако при всем этом именно на центральной улице стали возводить свои особняки богатые купцы завода-поселения.
Один из региональных памятников архитектуры, доходный дом, находится в районе Старого Каменска на ул. Ленина. Изюминка здания заключается в том, что оно не утратило своего первоначального облика, сохранив практически все элементы композиции и декора.
Здание бывшего заводского госпиталя, расположенного по адресу ул. Красных Орлов 4, можно заметить издалека. Оно выделяется ярким пятном на фоне темного леса. Глядя на это, некогда величественное, сооружение невольно вспоминаются колкие строки из гоголевского «Ревизора»: «…насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.…»
Здание бывшего управления Каменского казенного чугунолитейного завода – один из символов города, ставший в один ряд с пушкой, колоколами и слитком крылатого металла. Сегодня в его помещениях расположен Краеведческий музей. Строение заводоуправления является памятником архитектуры федерального значения.
В 1990 году работники литейно-механического цеха Уральского алюминиевого завода: начальник литейного участка Николай Геннадьевич Пятков и старший технолог Модест Васильевич Ощуков,— решили попробовать отлить колокола для только-только открывшейся Покровской церкви.
На слиянии рек Каменки и Исети, среди грандиозных природных памятников, в 1980-х годах была установлена и рукотворная скульптура – металлический Лось. В наши дни для жителей Каменска-Уральского она является таким же символом города, как Пушка или здание Краеведческого музея.
Весной 1918 г. В. И. Ленин, А. В. Луначарский и И. В. Сталин подписали декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Впоследствии этим документом начали активно пользоваться художники и скульпторы, дабы творить и развивать идейно верные произведения. По всей стране начали рождаться монументы победившему Рабочему классу и молодому Советскому государству, затем — героям Гражданской войны и людям, погибшим за правое дело. Под конец, свои места на постаментах заняли скульптуры вождей пролетариата.
Вокзал Каменска-Уральского – это лицо города. Знакомство с жителями и традициями этих мест, как правило, начинается с перрона. И одной из первых деталей, что видят новоприбывшие, является старый паровоз, застывший на вечной стоянке.
Железнодорожные войска, основанные еще при императоре Николае I, к сожалению, сегодня не в почете. Но в тяжелые годы Великой Отечественной войны, в исключительно суровых ее условиях, солдаты и офицеры Железнодорожных войск вершили свои подвиги. За четыре года им удалось восстановить 81 332 км главных путей, 6 901 км второстепенных путей, 2 720 км узкоколейных и 29 041 км станционных дорог. Кроме этого, совместно с подразделениями Инженерных войск бойцы смогли построить и реконструировать 2 345 пунктов водоснабжения, 7 990 разъездов, 73 456 км линии связи.
«Драма номер три» – историческое название этого театра. Знак театра – дань моде 20-х годов, Маяковскому и «Окнам РОСТА». Экспрессия красного и черного цветов.
Некогда усадьба заводчиков Шамариных являлась великолепным особняком Старой части Каменска-Уральского. Она была построена на Большой Московской дороге (ныне – ул. Ленина). Дом Шамарина и помещения кожевенной фабрики стали наглядным примером изысканной архитектуры — эклектики и кирпичного кружева. К сожалению, время и неправильная реставрация не пощадили их. Теперь о былом величии мало что напоминает.
Сегодня дом купца И. С. Косякова сложно принять за монументальный купеческий особняк. Многочисленные ремонты, проводимые в ХХ в. изменили его облик. Но в былые времена здание входило в состав усадебного комплекса торговца, являлось его великолепием.
Усадьба Воробьевых — самый известный купеческий особняк г. Каменска-Уральского. Она расположена на красной линии современной ул. Ленина и является уникальным комплексом, вобравшим в себя элементы многих архитектурных стилей.
В историческом центре Каменска-Уральского, между своротом на Соборную площадь и мостом через Каменку, находится один из памятников архитектуры XIX — XX в. Это усадьба купцов Зыряновых.