Каменск-Уральский интернет портал
ПЯТНИЦА 3 мая 2024 г.

Фемида с калькулятором
Новости в Каменске-Уральском - Общество
Автор: Сергей Николаев   
19 Ноября 2007 3035
0
0

Как каменцы, пострадавшие от аварии на ПО «Маяк», выбивают свои деньги

Нет, не будет нашему правосудию в ближайшее время облегчения в его многотрудной работе, по крайней мере по гражданским делам. Спорных и конфликтных ситуаций — не меряно, разрешить их во многих случаях (дальше — больше) удается не иначе, как через суд. И гордая Фемида не жалуется, «грузится», делает все от нее зависящее. Но когда в производство десятками и сотнями поступают дела-близнецы, исход которых заведомо ясен, однако нехитрые разбирательства неоправданно осложняются громоздкой «механико-математической» работой, ложащейся на судей, хотя им и не свойственной… Вряд ли при таком положении вещей можно говорить об эффективном применении судебной власти и должном уважении к ней со стороны законодателя.

На Красногорский районный суд Каменска-Уральского обрушился вал обращений вполне определенного свойства. Исковые заявления — как под копирку: об индексации компенсационных выплат и о возникновении многолетней задолженности по компенсациям в пользу граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Истцы — пострадавшие «маяковцы», их в городе и окрестностях около тысячи. Ответчик — местный орган соцзащиты населения с юридическим адресом в Красногорке,— в районный суд по месту нахождения ответчика и обращаются заявители. Пока «дерзнувших» около пятисот человек, часть исков удовлетворена, остальные приняты к рассмотрению, нагрузка на каждого из судей только по делам данной категории — до 50 производств.

Проблема зрела годами, но вышла на поверхность — иначе и быть не могло, к этому мы еще вернемся — сравнительно недавно: в начале 2007 года. «Маяковцы», которых «лучше поздно, чем никогда» разглядело участливым взором и наделило правом на льготы государство, стали получать денежное возмещение за утраченное здоровье. Видов выплат установили несколько, назначались они персонально, все или частично, в зависимости от статуса пострадавшего.

Принцип начисления менялся: индексация то согласовывалась с изменением размера МРОТ, то зависела от роста прожиточного минимума, наконец — от инфляции. Практически же платили, исходя из предоставленного финансирования, непонятные суммы, результатом строгих расчетов, какую формулу ни примени, не соответствовавшие.

Недовольство снизу копилось, облекалось в форму запросов и наказов, адресованных властям предержащим. Прошло шесть лет, прежде чем Конституционный суд РФ обратил внимание на ущемление интересов льготников и подвигнул на решительные действия Верховный суд страны. Постановлением Пленума Верховного суда правосудию в низовых инстанциях (заметим, только ему) было предоставлено право устранять имеющиеся нарушения в расчетах компенсаций, используя иные, «правильные» методики.

К правильным схемам пришли не сразу. «Первым ласточкам» пришлось отстаивать ущемленные права по несколько раз. То им предлагали почти наугад суммы возмещений, которые в отсутствие правового обоснования требовали перерасчета или корректировки. То споткнулись о примененный в 2002–2003 годах коэффициент индексации, содержавший ошибку на уровне постановления и искажавший дальнейшие расчеты. Имели место арифметические промахи и неточности — у судей и их помощников голова шла кругом от вычислений. А считать было необходимо — «математика» исковых заявлений нанятых «маяковцами» адвокатов не выдерживала критики: защитники интересов истцов отрабатывали гонорары буквально по максимуму, накручивая соцзащите баснословные размеры задолженностей своим «горячо любимым» клиентам.

Долго ли, коротко ли — судьи разобрались и освоились. Пересчет компенсаций на будущее и возмещение за периоды с 2000 по 2006 годы ныне отработан и поставлен на поток. По большому счету, обращаться к услугам адвокатов для достижения очевидного решения нет необходимости. Тем более, что требования о взыскании с ответчика расходов на подготовку неграмотных, исправляемых в суде, требований не удовлетворяются, а представительство истца в судебном процессе чаще всего оказывается излишним.

Ошибки в начислении компенсаций на будущее исключены постановлением правительства РФ 2004 года, предусматривающим использование коэффициента инфляции на очередной финансовый год.

Остается исправить ошибки прошлого (в качестве напоминания: только за период действия присвоенного гражданину статуса льготника). Для этого придется все же обратиться в суд, но не обязательно Красногорский: иски по возмещению вреда здоровью можно подавать как по месту нахождения ответчика, так и по месту жительства истца.

Ну, а что же соцзащита? В территориальном УСЗН нам горячо доказывали, что не манкируют своими обязанностями — просто не имеют полномочий на расчет задолженностей и пересчет компенсаций прошлых периодов (к сожалению, это действительно так). Вот, может быть, новый закон — его ждут-не дождутся — даст такое право «социальной бухгалтерии». Тогда соцзащита непременно поможет судьям. Если потребуется. Пока закон примут, да утвердят, да в жизнь проведут — глядишь, всех «маяковцев» уже и «сосчитают».

Слушаешь — и думаешь: несчастные все же люди чиновники. Годами знали, что обманывают «подзащитных», но не стыдились, а гордились своей профпригодностью, ибо действовали по закону. Лиха беда, что закон ущербен — не ими же писан. Они — исполнительный орган, не законодательный. А вообще, даже хорошо, доверительно рассуждают соцзащитники, что «пересчетная» кампания раньше не началась: прежде-то и денег на выплату долгов у «маяковских» радетелей не было, а сейчас — пожалуйста! Пятизначные суммы по суду — за милую душу, наличными!

Ну, конечно, кто не успел,— тот опоздал, упокой его душу, Господи.

Этих, последних, слов они не говорят, но многолетнее дисциплинированное молчание чиновников милосердного ведомства выглядит красноречивее самых смелых откровений.

 

Комментирование закрыто

наверх