Граффити… что мы знаем об этом, что мы знаем о тех, кто рисует граффити? Ну да, это часть хип-хоп культуры, для многих, правда, все эти уличные художники – это если уж не вандалы, то мелкие такие хулиганы, которые стены портят.
Однако, вначале нулевых это было очень модно, ну в смысле, не портить стены, а рисовать граффити. Даже фестиваль проходил в 2003 году, на растерзание был отдан забор мясокомбината. Рисунки, кстати, остались, а уличные художники… многие уже не рисуют, другие приоритеты, другие увлечения… жизнь (опять на лирику потянуло).
Со Стасом все иначе, он начинал как раз в начале 21 века и продолжает творить и даже зарабатывать на своем увлечении.
- Станислав РикшкОвовец – это псевдоним?
— Да (Стас вообще немногословен).
- Почему такой выбор?
— Удобно.
- Только и всего? Сначала был псевдоним «Рик», потом стало все гораздо сложнее РикшкОвовец, зачем?
— Многозначительно звучит, а еще похоже на польскую фамилию.
- Ты уличный художник. С чего все началось?
— С вдохновения. Вдохновился увиденным – это были картины на стенах в видеоклипах. Решил попробовать.
- Давно это было?
— Да, вначале нулевых.
- Какие были первые работы и где их можно увидеть?
— Сохранилась только самая первая работа, и находится она по улице Добролюбова.
- Сейчас перерисовал бы её?
— Нет, все как надо, все было здорово. От того, как я нашел деньги на краску, до того, как нарисовал.
- Что такое стрит-арт? Есть ли разница между стрит-артом и граффити?
— Стрит-арт в себе содержит граффити, но граффити в себе не всегда содержит стрит-арт.
- Всегда ли ты рисуешь на улице?
— Нет, есть и работы в закрытых помещениях. Есть заказы – выполняю.
- Получается, ты не в чистом виде уличный художник, как ты себя называешь?
— Просто – художник.
- Где сложнее рисовать — на улице или в помещении?
— Сложнее рисовать, когда тебе нужно, а ты этого не хочешь. А, вообще, это мое любимое дело – рисовать.
- Рано или поздно, если увлечение превращается в работу — это становится рутиной, так?
— Нет, я постоянно меняюсь.
- Что это значит?
— Пробую разные новые техники, к примеру.
- Кстати, о техниках, а много их?
— Безумное количество, много! Лет на 20 (шучу), чтобы не повторяться – хватит.
- Законно ли рисовать на стенах?
— Если договорился, то – законно. Если нет – рисуй и беги (смеется).
- Есть ли цензура в уличном искусстве и как относишься к цензуре?
— Где-то она уместна, где-то – нет.
- Ты недавно жил в Европе, где?
— Я жил в Африке.
- Что за люди тебя окружали?
— В основном – французы.
- Что вас объединяло?
— Творчество.
- Чем менталитет тех же французов отличается от нашего?
— Они часто врут.
- А какие у них стереотипы о нас?
— Мы, по их мнению – много «бухаем» и постоянно деремся.
- Есть ли шанс в законодательном плане приблизиться к Европе?
— Нет, никаких шансов. Дело даже не в законах, ибо в Европе законы даже пострашнее наших будут, дело в менталитете.
- Можно ли художнику заниматься стрит-артом и обеспечивать себя?
— Да, можно.
- В каких проектах ты сейчас задействован?
— Куча.
- Какие планы на будущее?
— Жить. Быть осознанным.
- Ты бы стал рисовать на политические темы?
— Да, почему нет? Но только не с призывами, типа: «встань и пойди», я, вообще, не люблю людям указывать и советовать.
- За какие проекты ты сейчас берешься?
— Которые мне интересны, которые меня волнуют.
- Хорошо, а что интересно?
— История нашего государства.
- Чтобы рисовать не стал, ни за какие деньги?
— Ветер (смеется).
- Что за ответ такой? (тоже смеюсь)
— Ну, какой вопрос, такой ответ.
- Как «перевернуть игру» в стрит-арте?
— Нужно обнулиться, причем неважно, в какой области жизни.