Каменск-Уральский интернет портал
ПЯТНИЦА 26 апреля 2024 г.

Юрий Биктуганов: «Я не могу приказать мэру, но готов поддержать ваши предложения, если они будут убедительны»
Персоны - Персоны
Автор: lince   
18 Октября 2012 17095
4
3

bik01На прошлой неделе в Каменске-Уральском побывал министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Иванович Биктуганов. Он лично оценил, в каком состоянии находится система образования в нашем городе. И, конечно, выступил перед каменскими учителями. Вот некоторые тезисы из его выступления.

О хорошем

Каменск-Уральский — большой промышленный город. На него возлагаются большие надежды. Основные направления должны быть сконцентрированы в рамках программы развития до 2020 года. И радует, что система образования в городе работает стабильно. Я сегодня в очередной раз смог в это убедиться. Каменск-Уральский — благополучный город, если говорить о постановке учебного процесса, соответствии существующим нормативам. Если можно так сказать, работа поставлена компактно.

О дошкольном образовании

Область оказывает поддержку в развитии дошкольных образовательных учреждений. Но социальное напряжение сохраняется. Родители регулярно обращаются с проблемными вопросами. Очереди большие. Каменск — не исключение. Мы постановлением Правительства Свердловской области сегодня взяли на себя еще одно обязательство: заключили с городом пилотный проект — строительство новых зданий дошкольных учреждений через кредиты, которые для нас оптимальны. При этом они не превышают обыкновенные банковские проценты и предполагают рассрочку на десять лет. Эксперимент в Каменске будет проводиться в интересах развития системы дошкольного образования.

Мы понимаем, что есть особые задачи по подготовке ребят к школе. Главное, необходимо сделать акцент на социальную адаптацию ребенка. Ведь не секрет, что многие из подростков, которые попадают в так называемую «зону риска» (малолетние преступники и прочее), имеют серьезные пробелы в дошкольном образовании. Кто-то вообще не посещал детские сады.

Об общем образовании

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая в действии несколько лет, набрала ход только в 2011–2012 годах. До этого тоже было движение. Речь идет о новых школьных автобусах, модернизации оборудования в классах и прочем. Но нужен еще прорыв. И Министерству образования надо объединить свои усилия с муниципалитетами. Для первых классов необходимо интерактивное оборудование. Мир меняется, жизнь меняется, общество меняется. В школе необходимо начать подготовку к умному обращению с тем же Интернетом. Да, дети рано узнают, как им пользоваться. Но наша задача обозначить те магистральные направления, которые помогли бы им во взрослой жизни делать правильные акценты в определенных жизненных ситуациях. А самое главное, ребенок должен быть готов к техническим реалиям.

На приобретение оборудования выдается достаточное количество средств и нам необходимо правильно их использовать. И полностью.

О бюджетных деньгах

Возвращать деньги в бюджет нам нельзя. Поэтому убедительная просьба отследить своевременное получение денег.

В прошлом году мы освоили все поступившие средства. В этом году получили дополнительно более 100 миллионов рублей от тех территорий, которые в прошлом году не воспользовались деньгами полностью. То есть, мы получили 1 млрд. 410 млн.

Отмечаю, на федеральном уровне ведется мониторинг того, как используются бюджетные деньги. Оперативно направляйте сведения по всем параметрам (заработная плата, поставка оборудования, энергосбережение). По 1400 школам в области нужна точная информация о расходах.

Об идеологии учителя

Есть стандарты, есть условия. Но чему мы должны учить ребят? Сейчас, в современных условиях. Да, многое идет от родителей. Но и у них уже устаревшие взгляды на жизнь. Поэтому учитель должен сочетать педагогический опыт прошлого и быть открытым для новых наработок. Не случайно раз в десять лет меняются стандарты, которые применяются в педагогической практике. Таким образом, обозначается смена поколений. Больше необходимо встречаться с коллегами, слушать друг друга. Это поможет открыть новые перспективы в педагогической деятельности. И мы должны сделать всё, чтобы быть актуальными для заказчиков наших услуг… родителей.

О «трех китах» финансирования

В прошлом году на ремонт школ направили 121 млн. рублей. И мы надеялись на помощь муниципалитетов. Чтобы и муниципалитеты тоже в это вкладывались. Ребенок не должен видеть убогость знаний. Необходимо в поддержке образования объединить три потока: правительство, область и муниципалитеты. Есть школы, которые на подпорках стоят. Или сколочены из фанеры, похожие на охотничьи домики. И ваша третья школа, конечно, далека от идеальной, имеет стопроцентную изношенность. Нам надо около тридцати миллиардов, чтобы привести школы в порядок (с учетом строительства новых).

О неэффективности затрат

Достаточно сказать, что в среднем один каменский школьник обходится в 70 тысяч рублей. А вот в ряде территорий, где есть учебные заведения с недостаточным количеством учащихся, «стоимость» доходит до 320 тысяч. И там мы вынуждены были рекомендовать более эффективно использовать полученные средства. И люди «закрутились». И зарплату своевременно получают, правильно планируют свой бюджет, значительно уменьшая сумму неэффективно использованных средств. Каменску-Уральскому тоже стоит об этом задуматься. За год в системе образования в «неэффективные» определено 37,9 млн. рублей.

И очень важно, чтобы деньги шли на содержание ребенка, а не на излишества.

О том, как нужно «пробивать» финансирование

Можно прийти на публичные слушания городского бюджета. И доказать необходимость финансирования определенных статей в содержании системы образования. Почему работники ЖКХ «пробивают»! Представителей образования городская власть должна услышать на публичных слушаниях. До принятия бюджета Каменска-Уральского еще осталось какое-то время. Его нужно использовать с пользой. Решить: в каких школах требуется дополнительное финансирование, на что. И все расчеты предоставить. Уверяю, это принесет свой эффект. Будьте активнее. Чем больше обоснованных просьб, тем больше шансов получить деньги. Я не могу приказать Михаилу Семеновичу, но я готов поддержать ваши предложения, если они будут убедительны.

Во время встречи Юрий Иванович ответил и на некоторые вопросы преподавателей

— Почему средства по программе энергосбережения, к примеру, на обновление пищеблоков, получили только средние учебные заведения?

— По пищеблокам в средних школах выявлены были серьезные проблемы. Взяли статистику: 8 пищевых отравлений за год. Этим и вызван был наш приоритет. Но в следующем году муниципалитеты сами будут решать, куда использовать деньги от программы по энергосбережению. И все будет в ваших руках.

— Вот мы строим новые детские сады, ремонтируем старые. А будет кому там работать? Зарплата 10–12 тысяч. У помощников воспитателей — 8 тысяч. Кто пойдет на такие зарплаты?

— Во вторник Министерство области приняло постановление о повышение фонда заработной платы педагогов в детских садах до уровня средней заработной платы по образованию в регионе. С 1 декабря 2012 года. Субвенциями придут. Минфин хотел с 1 января, а мы — с 1 декабря.

— Новые садики – это хорошо. Но почему не ремонтируются должным образом старые?

— С ремонтом серьезные проблемы. Двадцать лет программа капремонтов почти не работала. Но сейчас есть предложение. Поддержан проект молодых строителей. Он сейчас реализуется в Среднеуральске. Документы по нему, кстати, направил Михаилу Астахову. В старых детских садах делать капитальный ремонт с надстройкой третьего этажа. По сути, из старого делаем новый. Роспотребнадзор одобрил. Другого варианта реанимировать старые садики не вижу. То есть, строим новый и не теряем старый.

— Как видится работа методического центра? Содержание его – неэффективное использование средств?

— Оценку должны дать учителя. Методцентр должен доказать свою необходимость и депутатам, и главе города. Хотя, конечно, их работа важна, например, при смене нормативов, для того, чтобы доносить новую информацию для педагогов.

— Вопрос о группах продленного дня. Родители все реже хотят за них платить, экономят. Но ведь именно продленкой добирают нормальную зарплату учителя начальных классов.

— Тут тоже все должно зависеть от местного руководства. Готово ли оно пойти на встречу, поддержать финансами систему продленок в городе.

— Возникают проблемы с зарплатой, на нее не хватает средств.

— Так, видимо, расчеты были сделаны. Куда деньги делись? Та есть оплата, что существует в городе, была проверена и согласована: столько-то школ, учащихся, учителей, такие-то структуры… Все выкладки должны изначально всех устраивать. Везде одна методика. Почему денег не хватило? Куда успели потратить?

— Какими видятся перспективы дополнительного образования?

— Оно необходимо. Это дополнительные знания по школьной программе, плюс искусство, спорт. Сейчас в стране разрабатывается дополнительная программа поддержки дополнительного образования. Это первое. Второе, нами подготовлены предложения губернатору по поддержке. Финансирование должно идти по той же схеме, что и в школах. То есть зарплата, техническое обеспечение — всё берет на себя область. Но за коммунальные услуги и помещения платит муниципалитет.

— Вот уже второй год подряд ученики школ, заканчивающие начальное образование, проходят аттестацию. Происходит это во второй половине мая. Может перенести сроки аттестации на конец апреля? Дело в том, что многие педагоги в мае заняты на ЕГЭ, поэтому для аттестации четвероклассников почти никого не остается. К тому же, практически всю свою программу начальная школа заканчивает уже к концу апреля. И до аттестации, с учетом майских праздников, возникает большая пауза. Ребят просто жалко.

— Почему бы нет? Необходимо все документально оформить. Тогда можно было бы посоветоваться с коллегами из других городов области. И, если там придерживаются такого же мнения, то каменскую инициативу следует поддержать.

Управление образования города Каменска-Уральского

 
наверх