Каменск-Уральский интернет портал
СУББОТА 20 апреля 2024 г.

Плотина городского пруда
Путеводитель по Каменску-Уральскому - Достопримечательности
Автор: lince   
13 Июня 2013 15462
20
3

plotinaПлотина городского пруда – памятник архитектуры областного значения. Она расположена на въезде в район Старого Каменска. Справедливости ради, надо отметить, что свой нынешний вид она обрела только в ХХ в., когда усилиями работников Синарского трубного завода была построена верхняя (наземная) часть.

Гидроплотина в г. Каменске-Уральском – одна из первых подобных промышленных сооружений на Урале. Если углубиться в историю, то можно понять — прабабушкой нынешней плотины была плотина монастырская. В 1682 г. рудознатцем Федором Рукиным в окрестностях Колчеданского острога были впервые найдены железные залежи. Об этом сообщили игумену Долматовского монастыря Исааку, который сразу же отправил челобитную царю. В ней глава просил выделить сии земли для нужд обители. Вскоре при монастырской заимке на р. Каменке заработало небольшое железоплавильное предприятие. Согласно Сметной росписи Каменских железных заводов (1703–1705 гг.) на указанной территории расположились избы, амбар, погреб и мельница «пониже плотины на Каменке речке».

После того, как в 1700 г. император Петр I ввел Каменский завод в разряд государственных, для его строительства был прислан сын тобольского боярина Иван Астраханцев. Вместе с ним из Москвы прибыл плотинный мастер Ермолай Неклюдов (Нехлюдов). Предполагаемая для реализации насыпь и механизмы показались местным жителям чем-то страшным и непонятным. Однако за год, ценой больших усилий, ее все же возвели. Под начальством Астаханцева и Неклюдова над строительством плотины работали крестьяне Каменской, Багаряцкой и Камышенской слобод, Колчеданского и Катайского острогов. В их обязанности входило «… по скаске выше-писанного плотинного мастера готовить лесные припасы» а также заниматься непосредственно возведением. Взамен за свою работу крестьяне освобождались от какого-либо денежного и хлебного оброков.

Первая каменская гидроплотина представляла собой земляную насыпь, укрепленную деревянными сваями и рублеными «свинками», наполненными глиной. Ее длина составляла 106,7 м.; ширина – 42,7 м. В состав системы входили вешняк, рабочий прорез с ответвлениями труб-водоводов и лари.

Из-за появившейся искусственной преграды на картах появился Каменский горнозаводской пруд. Русло реки разлилось в длину на полтора километра.

Каменскую плотину неоднократно смывало весенними паводками. Первый случай был зафиксирован в 1719 г., второй – 1723 г. Они стали ключевыми для того, чтобы начать своевременно проводить модернизацию сооружения.

Известно, что в 1802 г. под руководством управляющего заводом С. С. Ярцева и механика Л. Ф. Сабакина от пересыпи были сооружены вододействующие меха для цехов предприятия. При этом габариты плотины оказались увеличены. Длина стала составлять 117,3 м., ширина сверху – 31,4 м., снизу – 55,5 м, в высоту – 7,1 м. Минимальная глубина заводского пруда остановилась на отметке в 4,3 м.

В 20-х годах XIX в. не без участия известного архитектора Михаила Малахова была проведена реконструкция всего Каменского завода. Приблизительно тогда же берега Каменки напротив предприятия стали «окультуриваться» — их одели в камень и чугун. До наших дней сохранилась подпорная стенка плотины на правом берегу Каменки. Она сложена из бутова камня, основного укладочного материала тех лет.

После закрытия Каменского завода в 1926 г. плотина стала служить предприятию КУЭМЗ (ныне ЗАО «Уралэлектромаш»). При участии Синарского трубного завода рядом с водосбросом было построено двухэтажное здание классического стиля. Сегодня в нем находятся главные регулирующие механизмы.

Рядом с плотиной, на левом берегу реки, берет начало «Тропа Карпинского», каменский геолого-туристический маршрут.

Адрес: плотина городского пруда находится рядом с заводом «Уралэлектромаш», ул. Карла Маркса, 2

Как добраться: Добраться до плотины можно на автобусах 2 и 8 маршрутов (остановка «Краеведческий музей»). Сооружение находится в 350 м. от остановочного комплекса.

 
  • «Автомобилист» завершает сезон, уступая «Металлургу» в седьмом матче полуфинала
    «Автомобилист» из Екатеринбурга и «Металлург» из Магнитогорска провели напряженный седьмой матч полуфинальной серии Кубка Гагарина 15 апреля в Магнитогорске. Серия была равной до последнего матча, каждая команда имела по три победы. Игра завершилась минимальным преимуществом для «Металлурга» со счетом 3:2, что позволило магнитогорскому клубу выйти в финал турнира. Интересно, что эксперты не могли однозначно выделить фаворита в этом полуфинале, однако «Металлург» победил вполне заслуженно. Свежие прогнозы на КХЛ — на портале Бетонмобайл. Кстати, чтобы получить максимальную выгоду от ставок, посетите Бетонмобайл. Там вы найдете свежие фрибеты и бонусы букмекеров и информацию по актуальным промокодам. Например, бетторы активно используют промокод Балтбет — получить его легко по ссылке: https://betonmobile.ru/baltbet-promocode.
наверх