На Руси первоначально существовало только одно имя которое давалось лицу при крещении. Однако в связи с трудно произносимостью этих церковных имен в обиходе, т.е. в миру это имя зачастую или уменьшали или произносили по своему. Например Иаков в обиходе назывался Яша, Яков, Якунка и т.д., но никак не Денис. Дионисий это уже другое имя. При написании официальных бумаг старались писать церковное имя, но при отсутствии официальной регистрации рождения часто писали имя со слов этого лица - метрические книги в то время не велись. При этом уже тогда появилась необходимость выделения конкретного Якова с целью его отделения от других, поэтому стали писать в переписях чей он, например Иаков сын Иоанов, или Иаков Иоанов. Фамилий зачастую у крестьян не было. Позднее "чей он сын" часто трансформировалось в фамилию.
В связи с введением в конце 18 века метрических книг которые были единой формы, имя данное при крещении записывалось в первый раздел книги в церковном написании. Мало того метрические книги начала 19 века требовали и записи отца и матери новорожденного, а раздел второй книг требовал и регистрации брака родителей, в противном случае ребенка записывали как незаконнорожденного. Вообще введение метрических книг дало большой толчок для фамилизации крестьянского сословия. Как я уже говорил, у части крестьян имя отца стало фамилией, у другой части обиходные клички стали фамилией, многие получили фамилию от места из которого они пришли на Урал. Фактически наше имя и отчество очень похоже на западно-европейские имена состоящие из имен 3-4 предков. Мы прекрасно обошлись именем, отчеством и фамилией. Так что имя согласно церковным канонам и метрическим книгам у нас одно, которое в мирском обиходе может не совпадать с церковным, но иметь один корень. Иаков - Яшка, Александр - Сашка, Стефан - Степан, но никому в голову не пришло бы крестив Стефана называть его в обиходе Дионисий или Денис.
Я вновь вас удивлю, но русские имена появились ДО прихода христианства на Русь."В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца Х в., в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные.
После христианизации Руси в 988 г. каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.
Практика давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, тем не менее удерживалась вплоть до XVII в. В древнерусском для обозначения внутрисемейных обиходных прозваний сначала использовалось выражение мирское имя в противоположность слову имя, обозначавшему подлинное имя, полученное при крещении. Но вскоре термин мирское имя был вытеснен термином прозвище.
Вторым именем могло стать прозвище, данное не только родителями, но и соседями или даже индивидом самому себе. Существенное различие между крестильными и всеми другими именами состоит в том, что крестильное имя служило только одной цели — обеспечить человека личным именем. Это имя присваивалось ему священником во время официальной церемонии крещения. Прочие имена давались уже неофициально, без церемоний, либо родителями, либо соседями. Крестильные имена были обязательны и численно ограничены, тогда как остальные имена основывались лишь на традиции и число их практически могло быть безграничным.
Итак, согласно древнерусскому традиционному способу именования, почти у каждого русского
могло быть два имени — крестильное и/или второе имя, которое могло быть самого разного происхождения, а по форме — существительным или прилагательным.
отрывок из первой главы книги Б.О.Унбегауна "Русские фамилии"
с комментариями А.А.Архипова"
Такая же практика сохранилась и позже. В крестильных книгах человека записывали в соответствии с канонами церкви - церковными крестильными именами. Но в реальной жизни имя могло быть другим.
Вы ведь уже прекрасно поняли, что не правы, но повышенное ЧСВ не дает возможности это признать.Еще для сведения:"Попытаемся ответить на вопрос, мог ли ИВАН стать ИППОЛИТОМ?
Всем известно о существовании различных вариантов одного и того же имени: например, Георгий – Егорий – Егор – Игорь – Юрий, или Евдокия -Авдотья, или Агриппина - Аграфена и т.д. Не вдаваясь в особые исследования можно сказать об идентичном звуковом ряде
во всех трех примерах. Известны несколько иные примеры перемены имен: члены семьи знали свою любимую бабулю как Марфу,
а обратившись с запросом в архивы об уточнении даты ее рождения, узнали, что при крещении ей было дадено имя Мария.
И, наконец, третий вариант - яркий пример двух, казалось бы, совершенно разных имен у одной и той же персоны:
одна из прабабок Розанова Василия Васильевича, по мужу Жадовская, упоминается в разных документальных источниках то как Прасковья,
то как Матрена с отчеством Андреевна.
Что же общего было между приведенными выше похожими и совершено разными именами?
Основным документом при выборе имени новорожденному в период до 1917 г. были святцы. Все многочисленные варианты одного и того же имени
объединялись образом святого, который звался именем, данным младенцу. В один и тот же день Православная церковь праздновала именины разных святых:
например Мария и Марфа имели два общих календарных дня: 6-го февраля поминали сестер Марию и Марфу, дев Азийских, а 9 июня – Марию и Марфу, мучениц Персидских.
Именины Матрены и Параскевы совпадали в день 20 марта (мученица Матрона Амисийская – Понтийская и мученица Параскева Римская).
30 января, в общий день святых Иоанна и Ипатия, православная церковь отмечала патриарха и Вселенского учителя Иоанна Златоуста Константинопольского
и священномученика Ипполита Остинского, Римского епископа.
Согласитесь, случай экзотический.
Рожденного около 30 января Ивана-Ипполита, в семье, вероятно, и звали то Иваном, то Ипполитом. На вопрос, в какой момент
своей жизни Иван Мартьянов был записан в документах Ипполитом, ответить трудно, но предположить можно.
Евгения Антушева
Руководитель проекта "Архивное дело":
генеалогия, поиск архивных документов,
составление родословных, консультации
www.1archive-online.commailto:webmaster@1archive-online.com"
Т.е. наличие у людей ДВУХ имен было вполне нормально.