Дроны, коптеры, квадрокоптеры, беспилотные летательные аппараты, как только их не называют. Все эти штуковины сейчас в моде, любой уважающий себя фотограф такую уже купил (наверное).
С Дмитрием Черепениным, фотографом, (во всяком случае, я его знаю с этой стороны) знакомы со времен «Старого Нового рока», короче, давно. Оказывается, мой тезка тоже в этой теме, летает, да еще как летает, целый проект с «Виртуальным Каменском» забабахали, но об этом позже.
Дмитрий обещал дрожь в ногах при управлении коптером, прекрасные панорамы, отличное настроение. Да, мне эти бонусы и нечего было перечислять, я только узнал, что такая возможность полетать есть – сразу загорелся. Встречаемся у его дома, у нас есть часа три, а значит можно выехать за пределы города и поснимать окрестности. Отправляемся в путь. Пока мы едем, успеваю задать несколько вопросов:
- Сколько ты летаешь?
— В 1994-м впервые посмотрел авиасимуляторы на компьютере. F-117, по тогдашним меркам- «почти реалистичный» симулятор полета… Потом были и другие. Первые прыжки с парашютом, полеты на параплане. Обратно в авиасимы. Многие часы налета на «Ил 2» … Запуски в небо фотоаппарата на воздушном змее. Тянуло всегда.
- Какой был твой первый летательный аппарат?
— Вертолетик в детстве Тот самый, за веревочку дернул и метров на 5–7 метров он взлетает во дворе. Такое считается?
- Да! (Кстати, и у меня, только запустил один раз, снес люстру, полеты закончились).
— Комнатные вертолеты на ИК управлении. Парочка. На удивление долго «прожили».
- Кстати, а сейчас у тебя дорогое оборудование?
— Ой, да! Под 80–100 тысяч рублей. Правда, сейчас всё дешевле, технологии становятся доступнее.
- О каком аппарате сейчас мечтаешь?
— Да тут хоть замечтайся. Добрая «летающая» камера выходит под 300–500 тысяч рублей. Чтоб картинка с нее «звенела» от четкости и цветопередачи. Либо «платформа» для подъема качественной «обычной» беззеркалки/зеркалки в небо- очень недешевое удовольствие. А для теперешних запросов вполне хватает и камеры «Фантома».
- Какие были твои первые ошибки?
— Наверно, с коптером их и не было. Тщательное изучение ТТД, чтение мануалов, изучение возможностей ПО (программное обеспечение) на земле, а не «ой, чё с ним тама такое- то происходит!» Аварийных ситуаций, возможно, и не избежать, а ошибки достаточно несложно минимизировать. Еще в армии товарищ старший прапорщик всю премудрость техники безопасности передал одной фразой: «Не суй башку туда, куда собака х…вост не сует!» Пользуюсь. Работает!
- Что тебя влечёт в небо, для чего ты продолжаешь это делаешь?
— Да везде! Даже в окрестностях города масса интереснейших мест. Плюс еще и фактор узнаваемости и необычности ракурса.
- Как относишься к запретам по полетам дронов?
— Как к законодательству. Надеюсь, «перегибов» в нем не будет, чтоб «не пущщать и всё!". Но от разных неприятностей в виде упавшего на голову дрона, хотелось бы быть защищенным.
- Расскажи о проекте с Виртуальным Каменском, на каком он этапе?
— Это не „проект с Виртуальным Каменском“, это ИХ проект со мной, как пилотом-оператором. Тимофей Иванович (исполнительный директор АНО „Виртуальный Каменск“ — прим.) старается находиться на пике технологий, ищет интересные моменты и не боится их реализовывать.
На данный момент уже снято и подготовлено порядка 170 „сферических панорам“ Каменска-Уральского и его окрестностей. Некоторые можно увидеть на сайте проекта „Виртуальных 3D панорам“ каменск-уральский.рф.
Но это не „ваууу, 170 мест отснято“. Обычно с одной точки делается две сферы: низкая 50- 80 метров и высокая 100–150 метров, чтоб разом, чтоб „два раза не ходить“. Если выше, то уже „Гуглокарты“.
- Сколько кадров надо на сферу?
— В среднем делается порядка 16- 20 кадров на „сферу“. И плюс отдельные панорамы между „сфер“ (опять-таки, чтоб два раза не…..) Вот и считайте: среднее время одного подъема (летом) 15- 20 минут, 45 минут в небе, а потом часиков 3- 5 за обработкой фото, сшивкой панорам и „сфер“.
- Какие еще проекты планируешь?
— Это пусть Тимофей Иванович планирует (смеется). Поддержу, летать, снимать нравится. Ну… Или… „Доброе утро, Каменск!“ Часиков в 7- 8 утра подняться, подготовить „сферу“ и проснувшиеся горожане наслаждаются видами солнечного города уже через час.
Тем временем мы добрались до места. С погодой нам повезло, солнечный безветренный день, хотя и прохладно, что еще нужно желающему полетать?
Краткий инструктаж, чего делать нельзя, что можно, у Димы все просто, а для меня „темный лес“. С первого раза запомнил только, что правую и левую ручки на джойстике нельзя одновременно нажать на себя – упадет дрон. А, да, еще понял, что один отвечает за подъем и спуск аппарата, а другой за маневры. Ну, всё, взлетай. Всё, что я знаю о полетах – это то, что все проблемы при взлете и посадке. Взлетел, и полетел. Набираю высоту, за всеми панорамами с камеры дрона наблюдаю на экране телефона, что прикреплен к пульту.
Первая попытка, взял высоту 50 метров. Повертел туда-сюда, посмотрел, солнца много, всё отсвечивает, вокруг белым-бело. Вдали виднеется город, завод — индастриал, вкупе с снежными полями и немногочисленными деревьями в инее — постапокалиптический пейзаж – завораживает. Дима что-то подсказывает, слышу фрагментами, я увлечен, я лечу. Кстати, ноги не дрожат, 100 тысяч в воздухе летает, и я этим управляю, никакого страха, почему-то. Наверное, потому что, если даже и уроню дрон, бегаю быстро (шутка).
Батарея тем временем садится. Да, о времени, желательно возвращать дрон при заряде 35%, у меня в районе 50-ти, но я иду на посадку. „Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом“! Только все наоборот. Мой инструктор консультирует – нужно повернуть аппарат к себе спиной (задом).
Правильно, что возвращаться начал раньше 35% заряда, двигаю ручки, вроде, летит, но как-то не ко мне, навыков по управлению у меня маловато. Не уронил, да это и сложно, аппарат умный, летчик неопытный только. Дрон в руках, меняем батарею, и вновь на взлет, в этот раз подъем на 300 метров, звук от аппарата пропадает, как и он сам из виду, смотрю на землю глазами (камерой) в экран телефона. Точно „гуглокарты“, то, о чем Дима и говорил — это скучновато.
Снижаюсь на высоту 100 метров, начинаю немного хулиганить: кручу-верчу,вверх-вниз,вправо-влево ручки на джойстике, дрон совершает лихорадочные движения в разные стороны, мог бы – обматерил, но машинка послушно выполняет команды горе-летчика.
У меня азарт, вообще-то Дима обычно только фотографирует, но мне-то интересно поснимать видео, что и делаю. Заряд батареи вновь заканчивается, в холодный период это уж слишком быстро. Но, видимо, на первый раз мне хватит, иду на посадку более уверенно.
Дима поздравляет с первым полетом. Мне понравилось, спасибо за интересный опыт.